В религиозных источниках этот важнейший атрибут внутреннего устройства человека обозначают словом «дух». В художественной литературе и философских исследованиях его чаще всего называют «системой духовных и культурных ценностей личности». В многочисленных и порой весьма глубоких описаниях этого феномена зачастую присутствуют элементы эмоционального, неопределенного, гиперболизированного, идеологизированного, загадочного и мистического. При прагматическом подходе эти элементы снимаются и духовную основу личности можно определить как функциональный раздел сущности человека, управляющий его психической деятельностью и координирующий работу всех составляющих психического комплекса путем:
- формирования пространства базовых понятий, которыми оперирует человек в процессе своей жизнедеятельности и на основе которых он воспринимает и осознает окружающий его мир;
- определения целевых функций, выражающих социальные и иные устремления человека, как в конкретной ситуации, так и в процессе его жизни;
- установления критериев принятия решений, то есть правил, позволяющих человеку судить о степени достижения своих целевых устремлений и формирующих оценочные понятия, в частности такие, как «хорошо–плохо», «добро-зло», «прогресс-регресс», «красивое-некрасивое» и др.;
- вырабатывания системы ограничений на процессы функционирования психического комплекса, с одной стороны, накладываемых на поведение человека внешней средой (моральные, этические, религиозные и другие нормы), и, с другой стороны, определяемых состоянием его физического тела, здоровьем, самочувствием и т.п.
В очень сжатом и упрощенном виде духовную основу человека можно представить в виде формулы:
«духовная основа» = «понятия» + «цели» + «критерии» + «ограничения».
Формирование указанных компонентов духовной основы происходит в процессе социализации индивида под воздействием противоречивых, а зачастую и несовместимых политических, религиозных, экономических, этнических и других систем, элементом которых выступает каждый человек. Поэтому в самой духовной основе заложены понятийные, целевые, критериальные и нормативные противоречия, которые, отражаясь и преломляясь на психическом уровне, могут воплотиться черт знает во что. Сформируй духовную основу человека на основе книжки «Майн Кампф», и ты получишь фашиста. Вбей в голову отрока цитаты из учения Маркса-Ленина, и обретёшь пламенного борца за коммунизм. Воспитай юношу в духе сатанинской доктрины — получишь полного отморозка.
В общем, сколько социальных доктрин навязывается людям, столько получается и типажей, которые не только не понимают, но и ненавидят друг друга. А если учесть, что любая социальная доктрина, которую придумал человек, изначально порочна, сколько бы привлекательной она не казалась, то становится понятным, почему Иисус Христос начал свою Нагорную проповедь словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» или
«Оставь свой дух пустым, не заполняй его, чем зря.
Тогда, быть может, снизойдёт Господь и до тебя».
Тогда, быть может, снизойдёт Господь и до тебя».