Суфизм (тасаввуф) — это не разновидность ислама, как многие полагают, а одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии, наряду с каламом и фальсафой. Иными словами, суфизм — это один из слоев деления ислама по горизонтали, в отличие от его деления по вертикали: шиизм, сунизм, ваххабизм и т.д. Суфием может стать представитель практически любого религиозного направления в исламе.
Точное происхождение слова «суфий» неизвестно. Некоторые исследователи считают, что оно образовано от греческого слова «софия» — мудрость. Другие считают его арабским словом, однако не пришли к согласию относительно происхождения. Имеется предположение, что оно происходит от арабского «суф», что означает шерсть, так как суфии надевали накидки из грубой шерсти, как символ самоотречения и покаяния. Есть также версия того, что «суфий» происходят от слова «суффа» — люди скамьи, которыми именовали неимущих сподвижников пророка Мухаммеда, живших в его мечети в Медине, и отличавшихся своим крайним аскетизмом.
В современном суфизме много разновидностей и ответвлений, но глобальной (общей) целью этого философского направления было и остается воспитание «совершенного человека», то есть человека, свободного от мирской суеты и возвышающегося над негативными качествами своей природы.
По мнению суфиев, достижение этой цели возможно только путем совершенствования духовного мира каждого человека (не души, не тела и ничего другого, а именно духа). Говоря современным научным языком, они считают (и вполне справедливо), что наиболее существенный (в смысле цели) воспитательный эффект получается путем информационного воздействия на компоненты духовной основы человека, которые определяют и обусловливают выработку им решений в процессе бытовой и профессиональной деятельности. К таким компонентам относятся: понятия, которыми оперирует человек; его целевые функции; критерии, которыми он руководствуется при принятии решений, а также ограничения, которые он учитывает при выборе решений. Соответственно, точками целевого воспитательного процесса являются:
- понятия, в результате чего у воспитываемого происходит формирование содержательной части системы понятий, которыми он оперирует в процессе своей деятельности;
- целевые функции, в результате чего у человека формируется структура желаемых результатов его деятельности и способов их достижения;
- критерии, в результате чего у воспитываемого формируется система правил, позволяющих ему отличить одно от другого (хорошее от плохого, красивое от уродливого и т.п.) ;
- ограничения, в результате чего у человека происходит формирование системы моральных, этических, духовных и иных норм.
Собственно, применение такой технологии свойственно практически любой религиозной системе и пригодно для любой идеологии. Принципиальное отличие суфизма от других школ заключается в том, что по мнению суфиев конкретное наполнение и практическое воплощение этой технологии, должно осуществляться на примере жизни пророка Мухаммеда и согласно положениям Корана, что выражено в 21 аяте суры Аль-Ахзаб: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха».
Неоспоримая ценность суфизма в том, что любой человек, уверовавший в ислам и следующий философии суфизма, может ослабить порочное влияние материального мира, уйти от примитивного потребительства и пойти по пути постоянного духовного совершенствования, бескорыстного и преданного служения Богу. Посредством суфизма человек может активизировать и раскрыть в себе такие сокрытые качества, как вера, покорность, терпение, довольство, упование, и научиться бороться с такими пороками, как нетерпимость, гордыня и скупость.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Что есть такое понятие - суфизм, что это философское направление в исламе. Мне расссказали более менее понятно о трактовке этого термина. Потом автор стал раскрывать суть этого философского направления. И тут "стоп".
Автор сам заявил, что его курс статей - это своего рода ликбез. А ликбез - это совсем не доклад в научном обществе, где все участники понимают о чём речь.
Вот я сейчас смотрю на вторую часть статьи, которую прочла и говорю сама себе: ничегошеньки не поняла. Ничего в памяти не сохранилось. Вот спроси меня, что же из себя представляет суфизм, каковы его отличительные черты, в чём суть, и я не отвечу на эти вопросы. Потому что автор рассказал мне это так непонятно, так академически скучно. Нет... ликбез так с в чём-то неграмотными не проводят. Мне, незнающему, на моём языке должны объяснить что и с чем едят, а не на языке международных научных дискуссий. Как-то так. Ухожу удивлённая и не утолившая жажду знаний.)))