Заметка «А нужна ли нам теория стихосложения?»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1608 +1
Дата:
Предисловие:
Побудительным мотивом размещения этой заметки послужила интересная дискуссия, развернувшаяся под заметкой АндреяВ.В.

А нужна ли нам теория стихосложения?

От добрых замыслов немного толку,
Когда твой слог коряв или неряшлив.
(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)

Я получил ответ одного из пользователей сайта (другого) на мой комментарий к его стиху, где я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: "Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о "технических брачках" для меня  вообще не имеет смысла как такого". В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.

Вашему вниманию, коллеги – «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых – лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать.

"Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Психологически это понятно. Стихи – это поэзия, поэзия – источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?" (М.Л.Гаспаров)

"К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле – возможность, умение и стимул.
Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?».
Если для поэта его стихи – не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...
Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта." (М.Швец)

"Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике."
(Т.Скоренко)

"Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах – такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта – может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства."
(В.Брюсов)

"Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.
Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.
«Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием – идейным, предметным и эмоциональным, - которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.
Теория стиха – это обобщенная практика; техника – приложение выводов теории к новой практике."
(Г.Шенгели)

"Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.
Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам – правилам стихосложения …
Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора." (М.Швец)

"Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику." (Л.И.Тимофеев)

"Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги."
(Т.Бондаренко)

"Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться." (С.Щепотьев)


Рекомендуемая литература:

1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск). Работа полно и очень доступно рассматривает все основные вопросы теории стихосложения. Наиболее полезна для начинающих, да и «продвинутых» поэтов. В книге приведена очень интересная статья Леонида Каганова «Как не надо писать стихи».
2. М.Швец. Технология русского стихосложения.
С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.
Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.
3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – современный взгляд. Автор – сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.
4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 – 272 с.
Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) – известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.
5. Шенгели Г.А. Техника стиха.
Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) – поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» - последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема – взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.
6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.
7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
Учебное пособие, переиздание учебника 1931 г. Предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Рассматриваются вопросы поэтической лексики, стилистики, синтаксиса, метрики, тематики, жанры.
8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.
9. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.
10. М.Л.Гаспаров. Метр и смысл.
11. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.
12. Гринбаум. Стиховедение.
13. И.Сельвинский. Студия стиха.
14. Б.В.Томашевский. Поэтика.
15. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.
16. Лотман. Анализ поэтического текста.
Реклама
Обсуждение
     22:45 27.10.2010
Ну да, даже чтобы вкусно покушать, надо уметь пользоваться ложкой.  
А уж чтобы приготовить!
__________
ВКУСНО ПРИГОТОВИТЕ, ВКУСНО ПОЧИТАЕМ!
     21:35 19.10.2010 (3)
Уважаемый Скиф!
Сейчас вставлю свои 5 копеек, заранее навлекая на себя волну недоброжелательности.
Но не это главное, главное совсем другое...

Итак, правила стихосложения.

Правила, теория - это прекрасно, железно, твёрдо, утверждено печатью...!!!!
Но человек хочет писать и делает это так, как сподобился, как может..., и НИКТО невправе командовать: "не пиши!" или "следуй строгим правилам!" либо "пиши себе в стол!".
Человек - это прежде всего соци(УМ), поэтому экстравертность естественна и люди выставляют свои творения не взирая на правила, в природе человека - делиться, подобно клеткам в организме.

Здесь многие призывают к "вычислениям", "ударениям", "размерам", "стилю"...
И всё хорошо и опять же  - правильно!

Хочу заметить совсем "крошечную" деталь - ТВОРЧЕСТВО.
Этот процесс-поток, в который иногда нечаянно попадает просыпающаяся ДУША и она, Душа, начинает свой путь в этом процессе.
Это - ГЛАВНОЕ!
То, что многие начинающие совершенно не искушены в правилах стихосложения НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ!
Лишь ОДНО имеет значение - процесс творчества, это природа, поймите!

Посмотрите вокруг... , всё ли в Природе отточено-правильно?
Все ли травинки одного "роста", одного цвета, одной формы...НЕТ.
В этом свобода творчества Природы.
На фоне кажущейся неправильности Природы время-от-времени возникают "правильности" по человеческим понятиям.
Эти "правильности" придуманы самим человеком для питания своей отдельности и мнимой "знАчимости".
Но человек слегка зарвался, на миг забыв, что он лишь часть Природы, её составляющая.
Представьте себе общепринято некрасивых людей - они как "плохие стихи", но кто им может сказать : "не рождайся!", "не живи!"...???
Для Природы - все красивы, шедевральны, имеют место быть.

Стихосложение - сродни Природе, на фоне, казалось бы, "плохих стихов" иногда возникают "хорошие" и так будет всегда, потому что Естество Творчества - Свобода и ни в какие рамки правил его не вставить.

Упрямая Zen...)))
     16:58 20.10.2010 (1)
Упряможаемая Зен. Скорее всего я на Вашей стороне.
Но, в то-же время я считаю, что правила необходимо соблюдать.
Мать природа только на первый взгляд "неправильной формы". Однако, как не различны листочки мы с первого взгляда определяем - берёза, тополь, клён.
 Но "без души", не смотря ни на какую правильность стихотворению не быть!!! На иной текст смотришь - безупречно правильный но пустой, пустой до тошноты.
 А другой - абсолютно не правильный но так затронет, до мурашек.
Правила знать НЕОБХОДИМО !!!!  Но нарушать их простительно. А нарушать их так, что-бы и вопроса не возникло - ТАЛАНТ. Таланту можно ВСЁ !!!
 Судить о стихотворении по количеству слогов - КОЩУНСТВО !!! Это тоже самое, что оценивать художественную составляющую картины по литражу затраченной на неё краски.
  С уважением ко всякому мнению ВА.
     19:51 20.10.2010
Валерий, спасибо за Ваше умиротворяющее дебаты мнение!
Вы правы - "без души" и "мурашек" очень рутинно-буднично, тошнотворно-пусто.
Поэтому люди и пишут, ищут, творят, чтоб хоть раз покрыться мурашками насквозь.

А получается вот что...

На сайте происходит информационный обмен и это самый что-ни-на-есть творческий процесс, вернее часть этого процесса.
Ум или коллективный разум писателей варится в некой творческой кастрюле, когда огонь слабый, то и стихи рождаются слабенькими, но вот в критический момент огонь достигает апогейной точки!!!
Содержимое кастрюли начинает яростно кипеть лавой и возникают спонтанные выплески из этой самой творческой кастрюли, они-то и есть возбудители мурашек, прекрасные возмутители души!

Так что "варение" было коллективным, а выплеск случился индивидуальным.
Природа задействует каждый атом в своём творчестве.

Нудная Zen
     22:58 19.10.2010 (2)
И я завтра процитирую упрямую Zen своим однокурсникам.)
Вот буду играть со знакомым в шахматы, как раз и процитирую. Скажу, чего это вы мою творческую свободу ограничиваете, я хочу пешкой сразу на последнюю горизонталь походить. Оно, конечно, и можно бы такие правила придумать. Но играть будет далеко не так интересно..)
     08:39 20.10.2010
     02:44 20.10.2010 (1)
А знаете, когда я ещё только встречалась с моим будущим мужем, он имел неосторожность показать мне правила движения "фигур" на шахматной доске...)))
Если бы Вы видели его "бешенное лицо", когда я выиграла первую же партию...)
Он готов был биться головой о стенку, оправдываясь при этом " ты просто делала неправильные ходы, ты абсолютно перечеркнула любую логику!"

Игра всегда интересна настолько, насколько человек вкладывает в неё свою фантазию.
     16:18 20.10.2010 (1)
Вы меня не поняли немного, кажется... Вы делали "неправильные ходы", прекрасно! Но ведь в рамках же шахматных правил!
     19:05 20.10.2010 (1)
Юкари!

Как там Ваши однокурсники...)))
Поимели удовольствие?

Я прекрасно поняла "рамки"! И Вас!
Ведь речь шла о Мире Поэзии, что в принципе есть своебразные "рамки" или одна из ипостасей выражения себя ТВОРЧЕСТВОМ.
Мир Прозы, к примеру, те же "рамки", Мир Живописи...Музыки...
Все эти "рамки" - составляющие ИСКУССТВА, посредством которого мы вкушаем и наслаждаемся, но сам процесс творчества не подлежит никаким "рамкам".
"Неправильные ходы" расширяют сознание и ставят в тупик ограниченный разум, привыкший жить по правилам.  Сродни ушату холодной воды, обрушенному на разгорячённое тело.
Присутствие абстракции АБСОЛЮТНО необходимо для новых сочетаний, экспериментов, и...))), как следствие, новых правил, которые тут же не преминёт придумать ЧЕЛОВЕК.

Надеюсь не утомила моей очередной чушью...)))

Немыслимо-абстрактная Zen
     16:00 21.10.2010
Не удовольствие, огорчение... Ваш комментарий вчера пришёл мне на лекции по стиховедению. Я посмотрела на нашего преподавателя и поняла наконец, почему у него такие глаза печальные...
     22:02 19.10.2010 (1)
Завтра процицирую упрямую Zen своему
начальнику. Мол, фиг с ним, что я
без знания теории дорогую автоматику
пожёг, зато ДУША, ПОТОКИ ТВОРЧЕСТВА!
Не помню, кто сказал:
"Практика без теории слепа"
Zen, такими словами, как Ваши, частенько
прикрываются скудоумные с очень
ограниченным словарным запасом для
стихосложения и не только.

С уважением, Александр.
     02:32 20.10.2010 (2)
Что заставило Вас сказать в конце "с уважением"...? Потому что существует правило? Но ведь это против Вашей воли - уважать глупость.
Саша, так за что же Вы меня уважаете, за моё скудоумие...?
И правильно!
Природа показывает себя прямо сейчас...
На фоне моего скудоумия, Вам удалось блеснуть!
Такие как я несут слабоумную чушь, такие как Вы пронзают мыслью.

Без слабого ума не было бы сильного.
Без белого - чёрного, без ночи - дня, без войны - мира...
Без смерти - жизни.


"Завтра проЦиЦирую упрямую Zen ..." - )))))

Можете смело "цицировать", Ваш начальник оценит по "достоинству"!
     08:36 20.10.2010 (1)
"Процицирую" - это я у М.М.Жванецкого
умыкнул. :¤) А так, Зинаида, Вы попались. :¤)
"Ничто не даётся нам так дёшево и
не ценится так дорого, как вежливость"
Опять не помню, кто сказал. :¤)
От себя добавлю, особенно к женщине.
Соблюдать нормы цивилизованного
общения так же естественно, как чистить
зубы. Или Вы предпочитаете, чтобы
я крыл Вас матюками в хвост и гриву?
Сомневаюсь, однако!

По-прежнему с уважением, упрямый Сашуля.
     09:36 20.10.2010 (1)
Упрямый Сашуля!

Матюков не нужно, я же не применяю..., разве что "ёлки-палки", "ёшкин кот", "ядрёна мать" - это допустимо "правилами" литературы ...?

Зачем тогда читали мои "потуги"...)))

Вы ж вольны застрелить меня полным 9-граммным игнором...!!!

С уважением, строптивая Zen
     11:14 20.10.2010 (1)
Фигушки Вам, а не игнор!  
Я каждому своему читателю рад и
стараюсь читать и голосовать за
каждого своего читателя, когда он
выступает в роли сочинителя. :¤)
(а мне ещё нравится "етишкин корень"
и "едрить-мадрить" )

С уважением и улыбкой, Сашуля.
     19:14 20.10.2010 (1)
Сашуля!

С Вашей лёгкой руки расширяю диапазон  моих скудоумных познаний в литературной (мат)ерщине.
"eтишкин корень", "едрить-мадрить" - отныне в моём словарном запасе...)))

Когда-нибудь я напишу красиво-матерный стих!
Да поможет мне МУЗА!


Благодарная за "фигушки" Zen
     19:29 20.10.2010
     03:14 20.10.2010 (1)
  • Zen, Вы молодец! Удивительно, как близко и понятно мне Ваше замечание. А удивительно то, что думаю я как и вы, другими лишь словами.

  • А Вы, Саша, в данном случае - нет. Я не сужу, я осуждаю. Я даже не буду пояснять, почему. Уверен, Саш, Вы и сами это знаете. Осталось лишь принять и признать.
  •      08:24 20.10.2010 (2)
    Ошибаетесь, Василий. Не буду я ничего
    принимать и признавать , а просто не
    буду читать подобные творения. Вы, как
    автор, свободны в способах своего
    самовыражения, я, как читатель, волен
    не обращать внимания на Ваши потуги.

    С уважением, Александр.
         13:16 20.10.2010
         10:06 20.10.2010
    Эх, Александр, Александр!..

    Ах! (и махнул рукой)

    __________________________________
    Будьте здоровы!
         17:53 19.10.2010
    Большое спасибо за полезную статью.  
    Дополню ссылкой на очень полезный ресурс, на котором можно найти как многие книги из вышеприведённой биографии, так и литературу для тех, кто заинтересуется поэтикой более углублённо.
    Филологос
    И особо:
    Литература по стиховедению на Филологосе
         16:30 19.10.2010
    Полезная информация. Спасибо большое.
    С уважением, Исоль.
         15:30 19.10.2010
    Это как раз то, на что я пытаюсь направить внимание авторов нашего сайта, встречая порой весьма активное сопротивление! Спасибо Вам за единомыслие! Очень нужная статья.
    С уважением, Лика.
         14:37 19.10.2010
    Спасибо Вам за заметку. Отдельное спасибо за литературу. Вне всякого сомнения, учиться правилам стихосложения необходимо.
    Книга автора
    Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
    Реклама