Заметка «О песне Цоя "Мама, мы все тяжело больны"» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 1070 +6
Дата:

О песне Цоя "Мама, мы все тяжело больны"

                                                           Задал в группе Вконтакте по песне "Мама, мы все тяжело больны" вопрос: "О чём написать? О том, что этот текст похож на пушкинского пророка? Там " и Он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык" , а у Цоя - "Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, ты увидишь, там всё горит огнём"? Но уверен и в том, что Виктор Цой не опирался ни на Пушкина, ни на Евангелие. Просто масштаб творчества у Виктора был такой, что невольно затрагивал высокие темы"...

                                                          Мне ответили, что "песня о различного рода проблемах, с которыми сталкивается общество. Бездействие, наркомания, слабость духа -все эти проблемы затронуты в этой песне".

                                                          "Пророк" Пушкина и "Мама, мы все тяжело больны" Цоя соприкасаются в точке пламенного сердца: "и угль, пылающий огнем во грудь отверзстую водвинул" и "разрежь мою грудь - ты увидишь, там все горит огнем". Но в основном эти гениальные произведения абсолютно разные. Если Пророк открывает нам сущность истинного поэта, то "Мама..." открывает сущность общества вокруг поэта".
                                                          - Не только общества, возразил я.  В песне трагический, идущий от мгновения времени ритм: "Через день будет поздно, через час будет поздно, через миг будет уже не встать". Этот ритм направлен на возрождение попранной нечестивым обществом человеческой воли. Это к субъекту человека обращается непосредственно Цой: "Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?!"
                                                           Да, кстати объясню, почему я не воспринимаю эту песню в ключе наркомании:
                                                     
                                                           "Сталь между пальцев. Сжатый кулак. Удар выше кисти, терзающий плоть" я понял бы.... так, если бы стояло не слово "удар", но "укол", но такое ограниченное обозначение несомненно снизило бы драматургию этой песни...
                                                           а дальше слова: "Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд. Разрушенный мир, разломанный надвое хлеб" - вот это уж совсем не из области наркотиков...
                                                            и далее: "И вот кто-то плачет, а кто-то молчит. А кто-то так рад, кто-то так рад" - это уже обличение сердцем социального нечестия... Это уже неспособность смириться со знакомым злом общего порядка.
                                                           Общее , на мой взгляд, у Пушкина с Цоем именно в напряжении образной драматургии - в том, как личное переливается через свои края и становится общественным и социальным, - в том, как человек становится Пророком, не боясь открыть Божьему миру своё горящее огнём сердце и возстать против зла и лжи "и обходя моря и земли Глаголом жечь сердца людей".
                                                           И ничто не может остановить таких, "исполнившихся" Воли Божьей, Пророков.
                                                           "Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом!" - это значит, взять на себя ответственность за поступок, который, заведомо ясно, не поймут умеренные обыватели.

Зёрна упали в землю,
Зёрна просят дождя.
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь -
Ты увидишь, там всё горит огнём.
Через день будет поздно.
Через час будет поздно.
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи,
Вышиби двери плечом.

ПРИПЕВ: Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

Сталь между пальцев.
Сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть.
Но вместо крови в жилах застыл яд.
Медленный яд.
Разрушенный мир,
Разбитые лбы,
Разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит.
А кто-то так рад, кто-то так рад.
ПРИПЕВ:

Ты должен быть сильным,
Ты должен сказать:
"Руки прочь от меня!"
Ты должен быть сильным,
Иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь - плыть или не плыть?
ПРИПЕВ:

                                                                           В Евангелиях есть притча о зерне. Вот она: "Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную" (Ин., 12, 24-25).
                                     Как видим, в Евангелии о "падшем зерне" сказано с глубочайшим смыслом. Так же в точности и у Цоя о том же.
                                     В Евангелии "падшее зерно" сравнивается с душой человеческой... в точности также и у Цоя речь о сердце, горящем огнём в груди.
                                     И "зерно" и Сердце немыслимы без Жертвы, без влаги человеческих отношений, без дождя. Так и у Цоя.
                                     И у Иоанна Богослова речь о "падении в землю" "зерна", об отказе от своей самости - о Жертве. Об отказе от самолюбия - от любви к самому себе. Только так можно творить во-истину, искренне.
                                     По Иоанну нужно даже возненавидеть себя, как представителя "мира сего" - обывательского, мещанского, дольнего , и умереть для похоти социальной жизни.

                                    Теперь о Времени личного действия Здесь и Сейчас:
                         "Через день будет поздно. Через час будет поздно. Через миг будет уже не встать".

                                     Это как бы Обратная Временная Перспектива, когда человек, забыв о себе, включается в ту Задачу, которую требует от него решать та ситуация Жизни в которой он находится.

                                     И наконец слова: "Если к дверям не подходят ключи, Вышиби двери плечом"
- Это продолжение песни "Война": "Но кто-то должен стать дверью, А кто-то замком, а кто-то ключом от замка"...
                                     Или же из более ранней песни "Танец":
                                    "Мокрые волосы взмахом ладони назад. Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ. И так каждый день. Так будет каждый день. Пока не увидишь однажды небо без туч!"
                                     Ключ - это Символ точного соответствия того, что им открывают, тому чем открывают. И в поэтике Цоя есть два образа ключа. Один, как символ приспособления к тому, что уже пройдено - возвращению на пройденные круги своя - в свою квартиру, а Второй - как Символ Открытия - точного попадания в цель.
                                     Как видим во всех фрагментах речь об одном и том же, совпадающем по сути со Смыслом Евангелия от Иоанна.                    
                                     Забыть о себе ради ближних, не подлаживать своё разумение жизни, как ключ к мирозданию. Освободить своё сердце от субъективизма. Пусть оно горит любовью к ближним, упасть как полновесное зерно в землю Родины, для того, чтобы плод велик сотворить для ближних своих!
                                      Речь у Цоя о том, что люди разные. Одни - хороняки, как закрытая дверь... хапают себе и закрываются от жизни. Другие ищут ключ - возможность приспособиться и найти своё место в иерарахии социума и пробраться в чужие закрома. Но есть и такие, как плечо, под которым дрогнет стена; как плечо, вышибающее дверь.
                                      Виктор уважает тех, кто может подставить своё плечо для помощи ближнему и, презирая мещанские и обывательские уставы, принимает на себя ответственность и потому выбрасывает "ключ разумения" того, как следует приспосабливаться к жизни социума.
                                      Думаю всем понятно, что Виктор жил поверх барьеров.

                                      О чём и о ком, "мы все тяжело больны", что МЫ - ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ, это не столько даже о том, что мы не только алкоголики или наркоманы, но МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА! О том, что вся страна подошла уже к роковой черте... но "думает плыть или не плыть"...
                                       Так и не поплыли, остались на берегу, уцепившись за своё жалкое добро, за приватизированные квартирки копеечные, за ваучеры, за десяток гектаров земли, проданных за сотню советских рублей... Дёшево и подло нас всех купили потому, что на берегу мы остались, испугавшись напряжения праведной жизни.
                                       Но Цой никогда не стремился к миру с обывателями. Ни одной песни на эту животрепещущую сейчас тему в "обществе устойчивого развития", или скорее потребления, у Виктора нет. Уж очень прямым и открытым Виктор был человеком.

                                       А теперь подумаем над двумя версиями возможного смысла второго и третьего куплетов. Разберём для начала версию, которую лично мне подсказали.... связанную с наркотиками:

Стать между пальцев - стеклянный шприц.
Сжатый кулак - чтоб открыть под кожей вены.
Удар выше кисти, терзающий плоть - укол.
Но вместо крови в жилах застыл яд - воздействие наркотика.
Медленный яд - постепенный кайф.
Разрушенный мир - разрушенное чувственное восприятие.
Разбитые лбы - ? может быть лоб - прямой путь искажён наркоманией?
Разломанный надвое хлеб - отказываюсь понимать....
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит - плачут ближние, молчит наркоман
А кто-то так рад - тот, кто получает бабло.

                                        А дальше понятен и третий куплет, как призывание человека не поддаваться на соблазны, сказать решительное "нет" тем, кто хочет его привязать к наркотику. "Важна будет крепость руки" - это обращение к воле человека.... "А плыть или не плыть" - как бросить употреблять, или же нет.

                                        Мне непонятно только... Если такой вот простой смысл, почему "сталь между пальцев", а не стекло или шприц между пальцев? "Сжатый кулак" наводит меня на другие тексты Цоя: "Пока не поздно сжать кулак", "Моя ладонь превратилась в кулак", "Крепко до боли сжатый кулак"... Как вы понимаете, там смысл совершенно однозначный, но другой...
                                        Почему удар, а не укол? Что помешало Цою быть более точным?
                                       
                                        Что же касается "медленного яда" холодных человеческих отношений, разрушенного мира естества цивилизацией, то это всё вполне в традиции Виктора. Там же и "разбитые лбы" на неверных путях...
                                        Когда слышал эту песню, одну из самых любимых, то понимал " сталь между пальцев" как нож, или кинжал в руке нападающего. "Сжатый кулак" - как призыв нанести упреждающий удар выше кисти рук того, кто нападает...
                                         Всё остальное в этом куплете понимал, как трусость и безволие людей с "медленным ядом" в крови, с "разрушенным" пропагандой смирения и кротости так называемым внешним миром...
                                        "Разломанный надвое хлеб" у меня ассоциировался с разделением ближних на тех, кто в церкви совершает требы, с теми, для кого они совершаются - с отделением "посвящённых" от "пасомого стада".
                                         А последние строки - это  "плачут" обманутые и униженные, молчат "посвящённые", а рады Те, кто посвящает во всю эту беззаконную ложь.
                                         Последний куплет... для меня это Призыв освободиться от внушаемой Свыше лжи... освободиться от тысяч лукавых слов и самому не плыть по сточному течению жизни социума, но творить, беря на себя ответственность за себя хотЯ бы, решиться плыть самому против течения реки, уносящей к смерти духовной.
                                        В такой контекст легко

Реклама
Обсуждение
     14:46 15.02.2015 (1)
Хороший текст, но я кое-что уточнил бы.
- Пророк Исайя говорил: "Мы поражены язвами и проказой от головы до пят" (Ис.1:6). Цой повторяет: мы все тяжело больны...Действительно, речь идёт о враге человека, о причине болезни - дьяволе, но "мама" Цоя - это обычная земная мама; это восклицание, вроде девичьего "Ой, мамочка!", только в спокойной мужской форме, когда происходит нечто необычное. В данном случае необычное - это осознание своей и, соответственно, всего человеческого рода, тяжёлой повреждённости, такой тяжёлой, что святые!!, оплакивали свои добродетели как грехи!
- Можно подумать, что огонь в груди Цоя - это тот же огонь, что и в груди пророка Пушкина. Вероятно, у Цоя действительно горит пророческий огонь, НО сейчас, в данных строках: "ты увидишь там всё горит огнём" речь идёт о другом огне, об огне гееннском, который всё опаляет и приносит муку. Т.е. эти строки относятся к болезни, к безумству человека, к одержимости человека дьяволом и дождь, который ждут зёрна - это утешение и покой действием Святого Духа, т.е. изгнание из человека демонов, бесов.
- Сталь между пальцев - это не кинжал, а бритва и речь идёт о самоубийстве. Больной, измученный человек, находящийся в состояние уныния и опустошения думает о смерти. Наркомания, алкоголизм - лишь внешние появления. За этим скрывается измученная, страдающая душа...

Был у нас в 19 веке гениальный святитель Игнатий Брянчанинов, который изложил учение святых отцов 1-го тыс-я современным, понятным нам языком. В первом томе его собрания сочинений, в разделе "Беседа старца с учеником" есть статья "О прелести". Она проливает свет на слова Иоанна Богослова и на слова: "И вот кто-то плачет, а кто-то молчит. А кто-то так рад, кто-то так рад"..Понимаете, плачут не униженные (хотя можно говорить об унижении человека дьяволом), а измученные, но они же блаженные, ибо утешатся! А радуются те, кто не понимает, что с ними происходит, т.е. те, кто находится в прелести, ну и сам дьявол, конечно, состояние самообольщения которого максимально возможно
     14:57 15.02.2015
И такая трактовка может быть. Тема взята Цоем так широко и эмоционально общо, что возможны разные прочтения.
Реклама