Строители Будущего
(по материалам History Channel «Мировые сокровища культуры». Серия № 257
«Баухауз. Мифы и заблуждения»)
В 1919 году в Веймаре родился миф. В бывшей школе прикладных искусств учредили заведение, целью которого было изменить и существенно модернизировать жизнь людей. Эта школа искусств провозглашала прорыв в будущее, обеспечивая эту идею обращением к старым, традиционным ценностям. На первый взгляд подобные устремления весьма противоречивы. Но, как ни странно, они дали замечательный результат. Даже сегодня, почти 100 лет спустя, наиболее продвинутые дизайнеры и архитекторы основываются на принципах, выработанных в этой школе.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия:
«БАУХАУЗ» (Bauhaus), высшая школа строительства и художественного конструирования, основана в 1919 в Веймаре (Германия), в 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.
Создатель Баухауза, архитектор Вальтер Гропиус, видел целью деятельности своей школы созидание будущего.
Нет, никакой политики. В Веймаре мыслили исключительно эстетическими категориями. Каким должно было стать рабочее и бытовое пространство нового человека? Очевидно, светлым, прозрачным и функциональным. Так давайте сделаем его таким!
Идеи Гропиуса привлекли множество талантливых людей. Среди них - художники Лайонел, Файнингер, и Пол Кли, Георг Мухе, Иоханнес Итон и … Василий Кандинский.
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.
Причем все вышеназванные таланты не просто творили под объединяющим руководством Гропиуса. Нет, они работали там преподавателями, то есть передавали знания, идеи и мастерство множеству учеников.
Фактически, Баухауз являлся мощным ростком будущего. И хотя эта школа в настоящее время объявлена объектом мирового культурного наследия, находящимся под защитой ЮНЕСКО, думается, что ее значение в полной мере еще не оценено.
Мастера и подмастерья Баухауза (так в веймарской школе называли преподавателей и учеников) не ограничивали себя каким-либо одним видом искусства. Здесь проводили множественные фестивали, манифестации, практиковали хоровое исполнение произведений мировой классики, джазовые импровизации, экспериментировали с формой, цветом…
Для творцов из Баухауза не существовало такого понятия как обыденность. Любой предмет, будь то живописное полотно или повседневный предмет мебели, рассматривали как произведение искусства, выполнение которого необходимо довести до совершенства.
Не удивительно поэтому, что образцы работ учеников (!) Баухауза пользуются в настоящее время огромным спросом у коллекционеров. Они воспринимаются, как музейные экспонаты, реликвии в почти религиозном смысле этого слова.
Ван дер Роэ, последний директор Баухауза, высказался по этому поводу так: «Баухауз был идеей, фантазией. И я полагаю, что причину того колоссального влияния, которое Баухауз оказал на все прогрессивные школы, следует искать именно в этом факте».
Разумеется, сильному государству такой взлет творчества и свободомыслия был ни к чему. Сначала Баухаузу отказали в финансировании. Затем предложили переехать из Веймара в Дессау. В 1928 году вынудили Гропиуса оставить пост директора, а его преемника сместили по политическим мотивам два года спустя. В последние годы Баухаузом руководил архитектор Ван дер Роэ, известный уже не демократичностью, а жестким авторитаризмом. Воссоединение всех направлений искусства было теперь отменено, учреждение стало исключительно архитектурным учебным заведением.
Но даже в таком урезанном, почти полностью лишенном свободы самовыражения, виде Баухауз был ненавистен чиновникам. И в 1932 году разыгралась финальная драма - учреждение закрыли.
Как видите, все свершилось еще до того, как канцлером новой Германии стал Адольф Гитлер.
Вывод довольно прост:
Сильному государству творческие, свободные люди не нужны.
Для государства необходимо, чтобы все его подданные были стандартизированы. Винтик только тогда хорош, когда соответствует ГОСТу. Им легко управлять, а при необходимости можно без проблем заменить на аналогичный.
А творческий человек - постоянная головная боль для государства. Сегодня он вроде бы согласился работать на конвейере, а завтра вдруг неудержимо захотел писать, например, стихи… Подрывая тем самым общегосударственное могущество.
В общем, «Сегодня он играет джаз, а завтра - родину продаст».
| Помогли сайту Реклама Праздники |