О песне Цоя "Сосны на морском берегу"
Я устал от чужих городов.
Я устал колоть этот лёд.
Я хотел бы уснуть, но нет времени спать.
И опять за окнами ночь.
И опять где-то ждут меня.
И опять я готов идти, опять.
ПРИПЕВ: Но я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов.
И тогда я готов оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.
Переулки молчат, под ногами усталый асфальт.
Но под крышами город продолжает жить.
И пускай фонари светят ярче далёких звёзд.
Фонари все погаснут, а звёзды будут светить. ПРИПЕВ:
На мой взгляд, это очень лирическая автобиографическая песня, что бывает у Виктора очень редко. Об этом говорит припев этой песни.
Из припева мы узнаём, что отношения Виктора с любимой - Н.Разлоговой стали им восприниматься, как снег. Но, несмотря на холод, Цой ждёт - "любовь стоит того, чтобы ждать" "эти несколько слов" и готов "оставить след на этом снегу"...
Надежда не оставляет Виктора, что тяжёлый период в его Любви пройдёт , и он снова увидит устремлённые ввысь желания и чувства, прямые и бескомпромиссные, как "сосны на морском берегу": Любовь - Море, а возлюбленные , как сосны, сбрасывающие нижние ветви, и, забывая о прошлом, рвущиеся в Небо.
А до этого признания - припева Виктор просто рассказывает о своей усталости от везде одной и той же неискренности, о том, что он устал "колоть лёд" лукавых социальных отношений...
Виктор понимает, что люди вокруг него спят, и он не может позволить себе тоже самое - "нет времени спать", потому что именно сейчас решается судьба его страны и его личная судьба...
И вот Цой вглядывается в Ночь - и слышит в Ночи зов своей судьбы идти к тем, кто ждёт его... И он готов идти из последних сил, несмотря на усталость.
В последнем куплете звучит понимание напрасности его жертвы. Переулки, на мой взгляд, олицетворяют спутанность мыслей и лукавство отношений между людьми, боящимися выйти на широкие улицы (Сравните: "Улицы ждут наших слёз" их песни "Дети минут").
Символ искусственности и ложной прямолинейности и плоскости жизни "асфальт" тоже устал от лукавства ложных путей человеческих.... "но под крышами город продолжает жить" - продолжает жить в ложном уюте - крышами отделившись от Неба
(Сравните: "Небо над нами и всё дело в нём" из "Нерукотворного альбома", "Крыши домов дрожат под тяжестью дней" из "Спокойной ночи")...
Последние строки, где яркий искусственный свет фонарей противопоставляется естественному и полному неземного очарования свету далёких звёзд говорят об искренней Вере Цоя в Творца мироздания, охватывающего своей заботой и внешний мир Вселенной и праведное сердце человека.
|