Заметка «Чем отличается "графоман" от "писателя"»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Пишу себе: быть или не быть (писателем)
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 35
Читатели: 279 +1
Дата:
Заметка «Чем отличается "графоман" от "писателя"» самая оцениваемая(16) работа за сутки
06.01.2025
Заметка «Чем отличается "графоман" от "писателя"» самая комментируемая(62) работа за сутки
06.01.2025

Чем отличается "графоман" от "писателя"

Разница между писателем и графоманом заключается в отношении к своему труду, качестве текстов и цели творчества.

Цель творчества
Писатель: Создаёт тексты для выражения идей, эмоций, или чтобы поделиться своим взглядом на мир. Его цель — донести до читателя мысль, вызвать отклик или впечатление. Писатель осознаёт важность читателя в своём творческом процессе.
Графоман: Пишет ради самого процесса, не задумываясь о качестве текста или о том, как его воспримет читатель. Для него главное — писать, зачастую без попыток самокритики или улучшения.

Отношение к качеству
Писатель: Стремится к совершенству. Он работает над стилем, композицией, персонажами, готов многократно переписывать текст. Часто прислушивается к критике и готов учиться.
Графоман: Обычно уверен в абсолютной гениальности своих произведений. Редко редактирует тексты и отвергает критику, считая её несправедливой.

Самокритика
Писатель: Обладает самокритичностью, понимает, что совершенства достичь сложно, и видит собственные слабые стороны.
Графоман: Лишён самокритики. Любую свою работу воспринимает как шедевр.

Отношение к читателям
Писатель: Учитывает интересы и потребности аудитории. Даже если пишет "в стол", он стремится сделать текст понятным и интересным для потенциального читателя.
Графоман: Не задумывается о читателе. Тексты часто остаются личным продуктом, написанным «для себя».

Развитие
Писатель: Стремится развиваться, изучает новые техники, анализирует чужие произведения, участвует в литературных дискуссиях.
Графоман: Не видит необходимости в развитии, считая своё творчество изначально совершенным.

Эмоциональный подход
Писатель: Иногда может быть неудовлетворён своим трудом, подвергать себя сомнениям, но это побуждает его расти.
Графоман: Испытывает постоянное восхищение своим текстом, часто требует признания от окружающих.

Писатель отличается осознанным подходом, трудолюбием и желанием улучшать свои тексты, тогда как графоман пишет больше ради собственного удовольствия, игнорируя обратную связь и качество работы.

Реклама
Обсуждение
21:30 05.01.2025(1)
1

Хорошая заметка! И правильная, поэтому и споров в комментариях много вызвала.
Алёна, с приближающимся Рождеством!
21:47 05.01.2025
Алёна Шаламина
С приближающимся Рождеством, Тося! 
01:13 05.01.2025(1)
Ваша заметка интересна по части догадок, кто писатель или графоман. И соглашусь с тем, что это ваше мнение, кто есть кто. Но что это дает читателю, который сам выбирает, кого читать? А читают сегодня не новых писателей, которые пекутся о своей репутации прежде всего - читают актуальные материалы, а не красиво изложенные. Доморощенные писатели давно не в цене, если вы заметили, как и выдумки не котируются.
Я не понимаю, о каком росте и над кем, вы пишите, но давно замечено: если человек порядочный, он не пройдет молча мимо беспорядка, как и не будет поддерживать отношения с публичными хамами. Поэтому, хочу спросить: если вы считаете себя писателем, вы равнодушны к хамству или нет?
04:34 05.01.2025(1)
Алёна Шаламина
Я пишу о росте над самим собой. А что касается отношения человека к хамству или беспорядку, то я думаю, что оно не зависит от того, писатель человек или графоман или ни тот, ни другой.
09:47 05.01.2025(1)
Всегда интересно читать чужое мнение, как и ваше, о писателях.
Довлатов себя писателем не считал, как ни странно, и говорил, что является рассказчиком.
А кто графоман или писатель, определяет заказчик издательства, как давно повелось, или авторитетные товарищи литераторы. Все остальное, похоже на собственное решение из однокомнатной квартирки - я писатель! И слава богу, если хочется, лишь бы человек был порядочный. Потому я и спросил у вас об отношении к хамству, с желанием услышать - проходите мимо, или неравнодушны, если оно рядом? Как ни крути, а нормы морали должны быть при каждом, кто сам себя назвал писателем.................
Это у графоманов нет морали, как я прочел между строк у вас, разве они способны писать о прекрасном? Они ж никто, просто мусор, который мешает таланту - быть писателем.
11:10 05.01.2025(1)
Алёна Шаламина
Это у графоманов нет морали, как я прочел между строк у вас, разве они способны писать о прекрасном? Они ж никто, просто мусор, который мешает таланту - быть писателем.

Ничего этого я не писала и не думала писать. Более того, я абсолютно не согласна с этими Вашими мыслями.
11:14 05.01.2025(1)
Вот и хорошо, значит не правильно вас прочел. За это не убивают.
Но так и не услышал, как с моралью обстоят дела у носителей ценностей - я о писателях?
11:19 05.01.2025(1)
Алёна Шаламина
Спасибо за интересный вопрос, Никита! Вопрос морали действительно важен, особенно если рассматривать писателей как "носителей ценностей". Однако я думаю, что мораль в литературе — это нечто гибкое и индивидуальное.
Писатель, как правило, не навязывает свою мораль, а предлагает читателю задуматься, исследует разные стороны ситуации, показывает сложность выбора и последствий. Это не всегда означает наличие однозначного "морального послания". Задача писателя — задать вопросы, а не дать все ответы.
Графоман, наоборот, может часто склоняться к прямолинейности, упрощённости и назидательности в своих текстах. Его подход к морали, если она вообще присутствует, может быть поверхностным, не подразумевающим глубокого анализа или уважения к интеллекту читателя.
Как вы считаете, должен ли писатель нести какую-то особую ответственность за моральные аспекты своих произведений, или литература имеет право оставаться "аморальной", давая полную свободу для интерпретации?
11:49 05.01.2025
Значит гибкое и индивидуальное. Это уже интересно.
Я тоже задаю вопросы читателю, как и сам задаюсь вопросами, а разницы не вижу - графоман это делает, или писатель. Как и писатель, разве не может с чувством назидания строчить тексты? Наверно может.
Касаемо морали, вы верите в мораль среди писателей? Если верите, наверно хорошо, а я вот не верю - все писатели хотят славы, признания и денег. Если не денег, то быть узнаваемыми, разве это хорошо?

Я считаю, что все писатели должны нести любую ответственность, в том числе уголовную. Писать не в стол, а на публику, это ответственность, а что вчера было моралью - завтра может быть аморальным, разве не так? Поэтому, у писателей опасное увлечение - иметь известность. А чтоб не бояться за свою деятельность, каждый писатель должен знать - спросят, причем в любое время, за строчки или призывы, за мысли или упадочные настроения. Могут и прибить за углом, чтоб не спрашивать - так проще, если писатель не почувствовал время перемен. А можно и застрелиться писателю, или повеситься, если он приверженец идеям или моральным принципам, и это будет тоже правильно.
Так что, быть писателем - это ответственность, прежде всего, а не возможность считать себя писателем.
11:25 05.01.2025(1)
2
Пётр Иванов( Дядя  Петя)
Графоманы - это шизоиды, писатели - провидцы!
11:28 05.01.2025
Алёна Шаламина
 
11:00 05.01.2025(1)
1
Хорошая статья, Алёна. И хороший повод взглянуть на себя со стороны и ответить на вопрос: "А кто я?" 
11:11 05.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Вячеслав!
07:16 05.01.2025(1)
1
Нурия Шагапова
Подписываюсь под каждой строчкой, Алёна. С Новым годом! Пусть всё что задумала в наступившем году исполнится.
07:34 05.01.2025(1)
1
Алёна Шаламина
С Новым годом, Нурия!
Пусть исполняются твои мечты и желания!
08:33 05.01.2025
Нурия Шагапова
Спасибо, Алёнушка!
07:30 05.01.2025(2)
1
Клон Моне
Эта статья и комментарии к ней являются по сути идеализацией, то есть идеей или ожиданием, которым придаётся избыточное значение. В итоге это приведёт к непрерывному поиску и борьбе с отклонениями от того, что считается правильным, что может даже вызвать отвращение от занятий писательством и потерю желания писать и творить. Стоит ли?
07:53 05.01.2025
1
Алёна Шаламина
Подумала над вашим комментарием. Вы правы. Действительно, стремление к "идеальному писательству" может стать источником давления и даже вызвать страх перед созданием чего-то "неидеального".
Однако в заметке нет ничего о том, что нужно устанавливать жёсткие рамки или критиковать начинающих авторов. Это скорее о подходе к писательству как к процессу, который требует осознанности, работы над собой и умения принимать обратную связь. Это не значит, что каждый текст должен быть совершенен с первого раза. Писать — значит учиться, ошибаться и расти.
Творчество — это личный процесс, и в нём нет универсальных стандартов. А идеалы пусть служат не ограничением, а вдохновением для роста.
07:46 05.01.2025(1)
Алёна Шаламина
И в чём заключаются идея и ожидание? Я этого не заметила. 
Также ничего не говорится о стремлении к тому, что считается правильным, кроме того, что писателю нужно учитывать интересы и потребности аудитории и стараться донести до читателя свою мысль и вызвать эмоции и впечатления. Почему это может привести к борьбе с отклонениями, с отклонениями от чего? 
И как могут непрерывные поиски вызвать отвращение от занятий писательством? 
Или Вы хотите сказать, что самокритика и понимание своих слабых сторон могут демотивировать?
07:52 05.01.2025(1)
1
Клон Моне
Из текста понятно, что следует быть писателем, а не графоманом. Графоманство как отклонение, отсюда вытекает, графоманом быть плохо. А нужно спокойно относиться к этой ситуации. И говорить себе: "Я принимаю и одобряю себя таким, какой есть".
08:01 05.01.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Клон Моне! Вы правы, важно относиться к себе с принятием, независимо от того, где мы находимся в своём творческом пути. Графоманство — это не "плохо", это скорее особенность подхода, а не приговор.
Ведь творчество — это не соревнование, а процесс самовыражения и самопознания. Если человек пишет и получает от этого удовольствие, это уже ценно. А дальше — дело выбора: оставаться в комфортной зоне или работать над собой, чтобы совершенствоваться. Главное, чтобы это было в радость, а не из страха или стремления соответствовать чьим-то ожиданиям.
Принятие себя - это действительно основа для внутренней гармонии и творческой свободы.
06:27 05.01.2025(1)
1
Алексей Осидак

Правильно написала, Алëна! 
07:33 05.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Лёша!
04:40 05.01.2025(1)
1
Юлия Моран
Странно что у людей вообще, возникают подобные вопросы... Хотя тут всё просто, текст графомана не имеет никакой литературной ценности. Такие тексты графоманы выкладывают очень часто, они не запоминаются и не затрагивают эмоционально. В них нет ничего интересного, они банальные и технически они - никакие. Пустышки.
04:48 05.01.2025(1)
Алёна Шаламина
Вы затронули важный аспект — литературную ценность текста. Однако я бы не спешила использовать её как единственный критерий для определения, является ли автор писателем или графоманом.
Литературная ценность субъективна: то, что одному читателю кажется «пустышкой», для другого может быть важным или трогательным. К тому же она часто проявляется со временем, когда тексты проходят проверку культурным контекстом и историей.
Разница между писателем и графоманом лежит не только в результате (качестве текста), но и в подходе. Писатель стремится к осмысленному, осознанному творчеству, он работает над текстом, принимает критику, развивается. Графоман же сосредоточен больше на самом процессе письма и часто лишён самокритики.
Можно сказать, что писательство — это путь, в котором важны не только успех и признание, но и желание совершенствоваться. Даже у великих писателей были тексты, не признанные шедеврами, но это не делает их графоманами.
04:51 05.01.2025
Юлия Моран
Неудачные тексты есть у всех. Но у графоманов их больше, если не все. И выкладывают их они гораздо чаще. Достаточно зайти на страничку к автору и посмотреть сколько стихов в год он опубликовал. Всё сразу станет ясно.
03:05 05.01.2025(1)
1
Александр Кинунен
Всё верно.
"Чем больше я знаю, тем больше знаю, сколько не знаю".
Только болван считает себя специалистом, и чем болваннее, тем специалистее.
04:38 05.01.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Александр!
Я думаю, что специалист может и должен считать себя специалистом. Просто он должен продолжать учиться, развиваться, расти.
02:25 05.01.2025(1)
1
Борис Костинский
Что ж, Алёна, Вы написали ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ точно! Коротко, чётко и без антимоний! Снимаю шляпу!
04:37 05.01.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Борис!
Книга автора
Непридуманные рассказы  
 Автор: Тиа Мелик
Реклама