Редакторская статья «Сверхсхемное ударение. Запрет переакцентуации. Частые ошибки»
Тип: Редакторская статья
Автор:
Читатели: 332 +4
Дата:

Сверхсхемное ударение. Запрет переакцентуации. Частые ошибки

В русской поэзии существует правило, которое порой с трудом воспринимают даже продвинутые авторы. Этим правилом является «ЗАПРЕТ ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИИ».

Возьмём для примера следующие строки:

Когда служил я в министерстве,
Брат-у-просил награду дать.


И вот вопрос:
почему можно писать
«Брат упросил»
И нельзя
«Брату просил»?

Хотя фонетически при чтении оба варианта звучат одинаково!
___________________

Чтобы понять, где тут собака зарыта, начнем с основ.

ПУНКТ 1: ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ СИЛЬНЫМ И СЛАБЫМ МЕСТОМ СТИХОВ

В нашем примере выше используется четырёхстопный ямб.
Стандартная двусложная стопа «сС» с ударением на втором слоге.
Всего на строку – 4 ударения.
Изобразим общую схему так:

с С с С с С с С с
с С с С с С с С


Здесь безударный слог (называется «слабым местом») обозначен как «с». Ударный слог (называется «сильным местом») обозначен как «С».
Сильное место иначе называют «иктом».

Спрашивается, а зачем нам лишние термины: «слабое  и сильное место», «икт», – когда вроде уже есть определение «ударный и безударный слог»? Дело в том, что дополнительные термины нам нужны, чтобы отличать теоретический аспект (общую формулу) от практического (реальной формулы).

Например: теоретически пушкинская строка «У лукоморья дуб зелёный» тоже является четырёхстопным ямбом и отражается схемой выше. Но практически первое ударение падает аж на 4-ый слог «мОрь», а всего их на строку три!

Как так? Неужели?!

Предлог «у» ударением не отмечается, а в длинном слове «лу-ко-мОрь-е» согласно правилам русского языка только одно ударение на «мОрь». Получается, что первые два слога, а, значит, и вся первая стопа, вообще без ударения. (К слову, такая стопа зовётся «пиррихием»). Вот и расхождение между теоретическим и практическим!

Итак, чисто теоретические (согласно базовой стихотворной схеме) ударные и безударные места будем называть сильными и слабыми соответственно. А реальные слоги привычно назовём ударными и безударными.

Самое интересное, что если читать реальные стихи согласно теоретической метрической схеме, то при всех отличиях особых противоречий мы не обнаружим! Попробуем так прочитать строку из Пушкина:

«у-ЛУ-ко-МОРЬ-я-ДУБ-зе-ЛЁ-ный»

Всё читается гладко, ухо не режет, хотя вопреки правилам русского языка в слове «ЛУкоМОРЬе» мы как бы поставили два ударения/акцента (на ЛУ – ударение лишнее). А фонетически – всё замечательно! Получается, что «преимущество» над грамматическими ударениями имеют «сильные и слабые места».
Сильное место мы можем выделить голосом, сделать «ярче», а слабое голосом «пригасить». При этом вправе сильное место голосом не выделять.


ПУНКТ 2: ЧТО ТАКОЕ СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ

Вопрос первый:  допустимо ли, чтобы выделяемые голосом сильные места совпадали с безударными слогами?
Ответ: а мы только что это проверяли выше. В слове «лукоморье» слог «ЛУ» согласно метру приходится на сильное место, и при этом мы можем его выделить голосом, но согласно правилам языка можем не выделять. Попробуйте на слух:

«у-лу-ко-МОРЬ-я-ДУБ-зе-ЛЁ-ный»
или
«у-ЛУ-ко-МОРЬ-я-ДУБ-зе-ЛЁ-ный»

Вопрос второй:  допустимо ли обратное, чтобы слабые места, совпадали с ударными слогами?
Ответ: оказывается, такое тоже случается. Например, Пушкин писал:

«ДУХ-от-ри-ЦАНЬ-я-ДУХ-со-МНЕНЬ
на-ДУ-ха-ЧИС-то-ГО-взи-РАЛ»
/ _ _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /


В то время, как сильные и слабые места согласно метру распределены так:

с С с С с С с С с
с С с С с С с С


Как видите,  в первых же двух слогах этих строк две схемы как бы противоречат друг другу. Ударение по правилам языка «/_», а метр иной «сС».

Теперь сформулируем:

«СВЕРХСХЕМНЫМ УДАРЕНИЕМ» называется ударение, которое ставится «сверх метрической схемы» с её сильными и слабыми местами. Это как бы дополнительное ударения (помимо метрического), …но не абы где, а согласно правилам русского языка. Иначе говоря, сверхсхемное ударение – это грамматически правильное ударение приходящееся на слабые (согласно метру) места.

Таким образом, сверхсхемное ударение как явление не является недостатком. Мы имеем право выделять голосом при чтении как сильные места, так и места с правильным грамматическим ударением.

Что же является окончательным оценочным критерием? Что хорошо или плохо, что правильно или неправильно?
Ответ: наш слух и чувство ритма. Если какое ударение нам кажется излишним, мы его перестаём акцентировать голосом.


ПУНКТ 3: ЧТО ЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ЗАПРЕТОМ ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИИ»?

Частенько в этом месте теоретики дают такое определение, что без выстрела себе в голову не разобраться. 😉

Я же попробую объяснить по-человечески.
Правило говорит: если сверхсхемное ударение приходится на слабое место в слове, то безударные гласные ЭТОГО ЖЕ СЛОВА не могут занимать соседние сильные места. Иначе принципы стихосложения нарушаются в корне.
Теперь перейдем к изначальному в заметке вопросу.
Почему можно писать

1. «Когда служил я в министерстве,
Брат упросил награду дать»


И нельзя писать

2. «Когда служил я в министерстве,
Брату просил награду дать»?


Проверяем второй вариант.
Правильное сверхсхемное ударение (законное по правилам языка) в слове «брАту» приходится на букву «А». Согласно «запрету переакцентуации» соседняя безударная буква «у» ЭТОГО ЖЕ СЛОВА не может занимать сильное место, а, как следует из предыдущего абзаца («БратУ просИл нагрАду дАть» (здесь заглавными отмечены сильные места)), именно это нарушение и происходит (брАту и братУ).

Теперь проверим первый вариант. А в нём буква «у» относится не к тому же слову, а к следующему. И всё просто замечательно!

И вновь вопрос: как быть новичкам, им эту «чудь» наизусть учить?
И вновь простой ответ: для проверки читайте строки согласно стихотворному метру. Если почувствуете фальшь, значит налицо ошибка.

В нашем примере тестируем так: «БратУ просИл нагрАду дАть».
Что за «братУ просИл»?!
Другое дело: «брат УпросИл» 😊
_______________

ПРИМЕРЫ

Типичные строки новичка:

1.
«УносИли тЕбя нОги
прОчь в серЕбряннУю дАль»


В слове «тебя» сверхсхемное ударение (грамматически правильное) падает на «я». А соседняя безударная гласная «е» этого же слова приходится на сильное место (У-но-сИ-ли-тЕ-бя-нОги). Ошибка.

Некоторые при чтении пытаются как бы фонетически присоединить неверно употребленное слово к следующему: «тебянОги». Тогда «тебя» читалось бы как пиррихий (безударная стопа) и всё вроде бы ОК. Но такое присоединение воспринимается как стихотворный брак – нет такого слова «тебяноги».

2.
«тугИх страстЕй водОворОты
терзАют стАдиОн больнОй»


В словах «водОворОты» и «стАдиОн» по два сильных места (по два икта). В обоих мы акцентируем голосом второе сильное место и не выделяем первое. В результате отсутствия голосового акцента на первых сильных местах в обоих словах возникает законный «пиррихий» (отмечен зелёным цветом).

«тугИх страстЕй водоворОты
терзА
ют стадиОн больнОй»

В данном примере сверхсхемных ударений вообще нет. Пиррихий – не ошибка. Всё верно.

3.
Из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»:

«вОт конЁк хвостОм махнУл,
в тЕ котлЫ мордОй макнУл»


Можно убедиться, что в слове «мордой» правильное сверхсхемное ударение «мОрдой», а метрическое сильное место «мордОй», что говорит об ошибке. И классики, порой, ошибаются; можно было написать «мОрдой в тЕ котлЫ макнУл». Но я догадываюсь, почему автор написал именно таким образом.
_______________________

В общем, всем желаю вдохновения и стихотворной грамотности! 😊
Реклама
Обсуждение
     04:42 22.12.2023 (1)
Мне кажется, что Пушкин, даже слов таких не знал. Пиррихий и т.п.
     10:40 22.12.2023
Что иные постигают наукой, таланты порой постигают чутьём.
Реклама