Рецензия на стихи "К сожалению" от автора Андрей Рожков
К сожалению
К сожалению, я не пишу гениальных строчек – Не рыдает восторженно критик, смакуя образ, За нелепые шрамы ошибок, корявый почерк Именитый ценитель одарит словцом недобрым. Запятые, тире разбежались, гуляют вольно, Словно дикие звери. Дрессуре не поддаются. А на сцене листа А4 с концертом сольным Выступает творение в платье словесно-куцем. Не имеют значения опыт и титул мэтра, Всё условно в поэзии, слишком размыты грани. Бередить остаётся души неуёмной недра, Уповая однажды шедевром сердца поранить.
___________________
Меня в этой рецензии ожидает одна небольшая «засада» :) – я не первый, кто пишет рецензию на этот стих.
То есть, если мое мнение где-либо пойдет поперек «того, прежнего», то возникает неловкость. :)
Но, как говорят французы, «не испечь омлета, не разбив яиц». Так что «поехали»…
«Уповая однажды шедевром сердца поранить».
Уповать – надеяться НА что-то… Я не филолог, но вроде глагол «уповать», как правило, связан с предлогом «на». И хотя словарь Ефремовой дает вариант с предлогом «в», все же последний вариант царапает слух. И опять же, поскольку в словарях такой вариант есть, мне нечем возразить ;).
Действительно, в стихотворении непростые ритм и рифма. И тут возникает тот самый момент, при наступлении которого Мурмишкин советовал посылать критика подальше. ;)
Рассмотрим рифму «образ - недобрым».
Но для начала лирическое отступление:
Какие женские лица нравятся эстетам?
Они должны быть прекрасны, гармоничны, идеальны… Но тут выясняется интересная деталь: идеальные черты, пропорции лица не всегда дарят наивысшее удовольствие созерцателю. Порой небольшое «отклонение» становится той самой «изюминкой», знаком отличия от других, от которой у мужчин сносит голову. Так, например, Софи Лорен отличалась слишком большим ртом по мнению эстетов того времени. Но она была красивой женщиной (как ни крути). А её гениальная игра перевернула взгляды на красоту. Большой рот вошел в моду. :)
Но лично я уверен, что если бы её губы были перекачены ботексом, то никто бы не спутал уродство с нестандартной красотой.
Так что же позволяет ценителю отличать пикантную, неординарную красоту от уродства?
Наверное, вкус - и он же развитое чувство меры.
Другой пример:
С точки зрения классической музыки, "добавление к трезвучию четвёртого звука (в септаккорде) делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма" (эту фразу я нарыл в каком-то словаре). Таким образом, септаккорды украшают музыкальное произведение, а вот отклонение аккорда на полтона – воспринимается ошибкой и режет слух.
Чувство меры отличает настоящий вкус. Беда в одном: вкус не выразить в числах. Здесь многое относительно.
Рифма – это созвучие. И удачную рифму отличает богатое созвучие, порой это неточная рифма. Но если рифма далеко удаляется от точной, то она превращается в некорректную.
А теперь перейдем к рифме «образ - недобрым» с оглядкой на сказанное.
Рассмотрим другую парочку «образ - недобо». Транскрипция такова: [обрас] – [нидобра]. В концовке небольшое отличие – глухая «с», что придает рифме корректное, интересное звучание. А в рифме «образ - недобрым» окончания настолько разнятся, что наступает диссонанс. По крайней мере так это расценивает мой слух.
Именно поэтому, похвалив автора за остальные рифмы, я не воспринимаю эту. Предлагаю автору, сообразуясь со своим чувством меры и моими соображениями, самому сделать выводы.
В итоге, почему я уделил столь большое внимание рифме «образ - недобрым»? Во-первых, потому что именно её похвалил другой рецензент (у которого иное чувство меры), и мне нужно было обосновать свою позицию. Во-вторых, потому что других придирок по технике стиха у меня не нашлось, что, естественно, «есть хорошо». :)
_______
По поводу содержания произведения:
Мне понравилась целостность стихотворения, образность, его лаконичность, эстетика фраз. Мне понравилась скромная позиция автора и смысловые нюансы, заложенные в текст.
Не могу сказать, что в стихотворении прозвучало нечто неординарное, или масштабное, но стихотворение в целом мне показалось достойным и эстетичным.
Личное впечатление от стихотворения на уровне 8-9 баллов.
Окончательно: 9 баллов.
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
Александр, прочитал и подумал, что такой штамповке оценка буде 0 или 1.
Пушкину ты влепил бы за ЛЮБОЙ его стих - 1.
===============================
В этом случае "мне понравилось". Тебе. Это не позициz рецензента.
Мне запомнились две твои рецензии.
Бред за 6-7.
И не лишёному недостатков стиху 1.
Мне интересно какое дерьмо заставит тебя битсяьсябмться в конвульсиях?
Ничего личного - обычная литератуная работа.
Разговор о "штампах" - суть разговор о ярлыках. Наклеивать ярлыки это, конечно, большой соблазн. Понимаю.
А "штампы" можно найти при желании во всем что угодно.
Так, не роясь в поисках "штампов", а на вскидку, для примера открыл первое попавшееся Ваше произведение и начал читать:
уходят старые солдаты
в последний свой неравный бой
уносят старые солдаты
свою страну в стране чужой.
И сразу натыкаюсь на штамп: "неравный бой".
Замечу сразу, абсолютно правомерное здесь определение "неравный бой". И тем не менее штамп.
Хотя другой бы мог сказать: "устойчивой выражение"
... и "старые солдаты" - тоже штамп.
... и "уходить в бой", наверное, благодаря Высоцкому тоже стало модным, а, значит, стало превращаться в штамп.
А все потому, что, наверное, просто неприятен Рожков....
... или я,
или ... иное
И что теперь? Теперь начнем у всех штампы искать? Чтобы побольше ярлыков навесить?
Мне, например, этим заниматься скучно.
Постарался написать с привычными Вам межстрочными интервалами, чтобы быть правильно понятым.
При чём Высоцкий?
Я уже ответил раз.
Могу по новому:
Словосочетание "уходить в бой" стало особенно модным после песни Высоцккого "СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ". Словосочетание "перепето" многими поэтами, поэтому подходит под формулировку "штамп". В ту же корзину выражения "старые солдаты" и "неравный бой". Все три - в одном только четверостишии.
Сам я их за штампы не считаю, но демонстрирую как удобный повод/способ чье-либо творчество обвинить в "заштампованности".
Посему всегда приятнее, когда каждый автор придирчивей относится к своему творчеству.
Одна дама, которую если посадить в ЧС - кричит на весь сайт. Он/Она МЕНЯ в ЧС!!!
Я её никуда не сажал. Но видеть минус о моих фронтовиках неприятно.
Делается как бы изо спины.
Русина. Все мертвы уж давно... И крови пролили... Господь судья тебе, Галина.
=====================================================
Александр, обрати внимание на - уносят старые солдаты свою стану в стране чужой...
Стих я буду анонсировать. Если случится - были бы интересны твои комментарии.
Но не забываем о том, дамы и господа! что это песня.
И будь добр - ознакомься с теми стихами, что я тебе предложил.
Начни с ПРИШЛА ВЕСНА! Уверен - тебе как стёбщику - сие понравится))
" Мне понравилась скромная позиция автора и смысловые нюансы, заложенные в текст."
Очень скромный! "Не имеют значения опыт и титул мэтра,"
Мэтр
1. Учитель, наставник, мастер, признанный авторитет.
2. Почётный титул, форма обращения к духовному лицу; господин, владыка.
Пушкину ты влепил бы за ЛЮБОЙ его стих - 1.
===============================
В этом случае "мне понравилось". Тебе. Это не позициz рецензента.
Мне запомнились две твои рецензии.
Бред за 6-7.
И не лишёному недостатков стиху 1.
Мне интересно какое дерьмо заставит тебя битсяьсябмться в конвульсиях?
Ничего личного - обычная литератуная работа.