Думал-думал - как написать об этом человеке?
Решил - напишу, а уж как выйдет - посмотрим.
Беспокойная Галина
Жила-была композитор.
Галина Уствольская.
Необычная фамилия. Имя - нередкое.
Училась она у Шостаковича. Шостакович даже сватался к ней. Отказала. Прожила жизнь долгую. Прожила жизнь не слишком богатую.
Когда жизненный путь её уже подходил к концу, обрела всемирную славу.
У нас жила, в СССР, в России, всю жизнь - в одном городе. В Петрограде - Ленинграде - Санкт-Петербурге.
Кто знает нотную грамоту, кто возьмёт ноты её произведений, кто откроет их, просто, чтоб посмотреть на нотные знаки, скажет: "Да что же это? Так разве пишут композиторы?"
Кто услышит её произведения впервые, скажет: "Да зачем же это? Разве такую музыку создают композиторы?"
В том и дело: и не писали так и не создавали. А она - написала и создала.
Написала не так много. В каталоге - ровно 25 сочинений. Ни больше ни меньше.
Ничего ни у кого не просила, ничего ни от кого не ждала. Преподавала в музыкальном училище. Этим и зарабатывала на жизнь. Учила молодое поколение. Талантов среди них не было - так считала.
Музыку её исполняли в СССР редко. Наград никаких от государства не удостоилась. Звание "Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации", "присвоенное" ей в Википедии, скорее всего, мистификация.
Сейчас материалов о Галине Уствольской - и биографических, и мемуарных - можно найти в интернете немало. Создан официальный сайт. Вышли и книги. И самое главное, есть - в свободном доступе - записи исполнения её произведений. И нашими артистами, и - зарубежными.
Рейнберт де Леу - нидерландский дирижёр, записавший практически все сочинения Галины Уствольской, исполнитель, пожалуй, наиболее точно интерпретирующий сочинения Галины Уствольской. Так считала она сама.
Начать же знакомство с творчеством композитора следует, пожалуй, с сочинения, написанного... семьдесят лет тому назад.
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр. Солист - Алексей Любимов. Запись 2010-го года.
А теперь - документальный фильм о Галине Уствольской, снятый голландским телевидением в 2005 году:
Посмотрите. Не пожалеете. Даже если не отважитесь на то, чтоб прослушать её музыку, то, что вы увидите и услышите в фильме, духовно обогатит вас.
22 декабря - день памяти композитора Галины Ивановны Уствольской (1919 - 2006).
С того момента как Вы опубликовали статью, периодически вспоминаются эти неохватные разумом "голоса во вселенную". Вот сегодня опять вспомнила.
Вечером постараюсь пересмотреть видео.
Спасибо Вам за неё.
Уствольская интересна просто как Личность.
Каравайчук к таким же относится, например. Олег Каравайчук - я о нём тоже немножко писал на сайте. Да, впрочем, что я - зайдите на ютюб, там масса и докфильмов и интервью с Олегом Каравайчуком. К нему тоже, как и к Уствольской, нужно привыкнуть.
Да, я видела все видео, которые Вы публиковали - другие с О. Каравайчуком тоже хотела посмотреть, но иногда лучше это делать не сразу, а через какое-то время.
Вот напомнили, тоже скорее всего посмотрю.
Музыку послушать отважилась. Но недолго. Голова болела тихо, но разболелась очень.((( Слишком много бабамса, нежности не хватает. Женщина должна быть нежная. А Галина эта - воительница какая-то. Возможно, мне кажется. Нужно послушать, когда ничего болеть не будет. А что не так у неё было с нотами? Она свои значки изобрела?
Ой, ну тут ещё (в Фортепианном концерте) музыка вполне себе классическая.
А вот другая музыка у неё есть - фортепианные сонаты, три Композиции, я уж не говорю о Симфониях. Вот там - да. Если с человек с давлением, то слушать нельзя. Чисто физически может измотать.
Воительница. Всё правильно.
По поводу нот... Ну не знаю, будет ли это интересно, но попробую объяснить. Очень упрощённо. Когда человек, даже не знающий нотную грамоту, берёт в руки нотный сборник, он видит там на странице нотные станы - на них ноты. Которые выглядят по-разному: есть белые, но больше - чёрных. Причём большинство из чёрных соединены друг с другом вверху (иногда - по низу) довольно толстыми линиями (вязки они называются). Это потому, что, как правило, длительности нот чередуются: то они долго длятся (четверти), то меньше (восьмые), то ещё меньше (шестнадцатые) и так далее (у Бетховена зачастую были даже сто двадцать восьмые). И вот у большинства композиторов эти длительности в музыке перемежаются: то четвертями в одном такте, то восьмыми в другом, то где-то шестнадцатые промелькнут. Поэтому музыка (мелодия) звучит разнообразно:
.
Ну вот.
А у Уствольской всё однообразно: бум, бум, бум.
То одни четверти, то вообще половинные ноты.
Это фрагмент Шестой сонаты. Квадратные скобки перед нотами означают, что тут исполняется кластер. То есть: нажимаются все клавиши, которые есть в промежутке между двумя крайними нотами.
Благодарю, Александр, за обстоятельный интересный ответ. Конечно, вы хорошово всём этом разбираетесь. А я так с пятого на десятое поняла. Но если наша соотечественница так прославилась и за рубежом, и у нас (правда, только в последнее время) что ж, я этим горжусь. Должно быть, по характеру сильная женщина. Поэтому и музыка у неё такая. Как будто в котле вселенной бурлит космическое варево, и выплёскивается в эфир.)) Ещё раз спасибо, Александр. Рада вашему возвращению.
Слушаю. Уже состав исполнителей концерта оригинален: фортепиано в сопровождении СТРУННОГО оркестра и солист - литавры.
Не знала этого имени. Обязательно посмотрю фильм и разыщу ее произведения.
Пока впечатление замечательное.
СПАСИБО за открытие нового имени!
Светлая память Галине Ивановне Уствольской!
Там обо всём: о ней, о Суслине, о Шостаковиче (предупреждаю: возможен шок!).
Если перейдёте на ютюб при просмотре роликов, то сбоку откроются контекстные ссылки на другие произведения Г.И.: Композиции 1, 2, 3, октет, Симфонии - всё, что к настоящему времени есть в интернете. Опять-таки предупреждаю: больше одного произведения за раз слушать опасно! Сносит. Особенно, если в первый раз.
Есть, кстати, и очень смешные (как всегда у него!) воспоминания Ростроповича о знакомстве с Уствольской, о том, как она писала для него Большой Дуэт.
Ну, прямо заинтриговал! Вот слушаю концерт, не знаю что там дальше, но здесь достаточно мелодичное произведение и то, что я называю для себя интеллектуальное: т.е. совершенно неожиданные повороты в развитии темы. Я бы по музыке сказала, что автор была чрезвычайно темпераментным человеком, то, что сейчас зовется еще "креативной".
Спасибо за ссылки. Непременно послушаю.
Более чем темпераментным.
Но - внутренне.
Скрытое пламя.
Концерт же... В чём-то он пародиен. Финал его - помпезный - это, в сущности, перекличка с 5-ой Шостаковича, с ре мажором её финала. Но это в то же время и насмешка над соцреализмом с его вот этой самой непременной мажорностью.
Смотрю уже фильм о ней и там звучат отрывки из разных произведений.
А Вам не кажется, что это история России в музыке?
Я слышу постоянные выстрелы, как бы красивые темы постоянно прерываются "убийствами". Причем трагическая тема превалирует однозначно.
Мне кажется ценность гениев в том, что они порой сами не понимают ЧТО они пишут!
Тут я "пристёгиваю" теорию Вернадского. )
В ее музыке нет совершенно покоя, размеренности, того, что есть в существовании всех стран, кроме России. Причем я вижу ее стремление к гармонии, но всё равно рвётся статика..
А уж графика ее произведений - вот уж действительно взрыв мозга.
Здорово, это мне подарок.....
Добрый день!
Теперь Вы уже вне моего ЧС.
У Дали и Гала были очень сложные отношения. Трудно сказать точно,но они и вместе оставались одинокими, а сумасшедшим с обывательской точки зрения Дали был всегда ...
О Галинах подумал то же самое, когда ещё замыслил заметку.
Константин Багренин - по-моему, человек очень преданный. Ему кстати, можно написать прямо через сайт Галины Уствольской. Там есть его e-mail.
Вообще, в истории масса примеров, когда жёны кладут свою жизнь на алтарь мужа-гения. Но вот чтоб наоборот... Такое редкость.
Я посмотрел на ютюбе - есть и произведения самого К.А. Багренина. Абсолютно традиционные песни, инструментальные пьесы... Немного, правда... То есть, он нисколько не комплексовал по поводу разницы в таланте между собой и женой. И абсолютно не стремился стать "Уствольским". Понимая, что она - неповторима. А с какой заботой он относился к Галине Ивановне! Это в фильме так видно.
Очень понравилась Ваше эссе, Александр. Впрочем, мне нравится всё, что пишется неравнодушной рукой.
Но такой стиль в музыке - это не для меня. Не понимаю.
Не сердитесь, пожалуйста.
А давайте попробуем так: назовите пять-шесть музыкальных произведений, неплохих на Ваш взгляд.
И не обязательно это должна быть классическая музыка.
Мне просто интересно.
Вы ведь никогда об этом не рассказывали.
Вот! Видите! Это необычно (я о Первой симфонии Бетховена). Традиционно назвали бы что? Пятую, Девятую... (я, собственно, и сам склоняюсь к ним). А Вы - Первую. Это уже здорово. И мне о многом говорит. Ну, если не о многом, то о существенном.
Вернёмся к Уствольской. Согласен, что это музыка для подготовленного слушателя. И нет ничего зазорного в том, что Вам её музыка... скажем так... не очень. Может быть, она Вам понравится когда-нибудь, а, может, и нет - это тоже не катастрофа. Я вот, например, всё равно, сколько себя не уговариваю, не могу очароваться Хлебниковым.
Мне, конечно, немножко проще в том плане, что я слушаю Уствольскую более специальным образом, то есть с партитурой в руках. И мне легче следить за её музыкальной мыслью по нотам. А вообще... к её музыкальному миру можно привыкнуть. Есть книга её ученицы Гладковой (можно скачать в интернете). Это как бы введение в мир Уствольской.
Вечером постараюсь пересмотреть видео.
Спасибо Вам за неё.