Предысторию переправы можно почитать здесь...
... или здесь (более академическая версия).
Ольгинский мост (Мост Красной Армии, Мост Советской армии) 1911-1969
Построен в 1911 году по проекту Г.Н.Соловьёва. По конструкции железный, консольно-арочный, с ездой понизу, на двух речных каменных быках, с двумя береговыми арками и устоями, длиною поверху металлических частей 187 метров.
25 мая 1919 года примерно в 23.30 мост был взорван первый раз. Взорвал его командир 2-й роты 4-ого минно-подрывного дивизиона А.А. Чепулин. Была взорвана правая консоль моста. Подвесная железная ферма длиной 36 метров упала в русло. Восстановлен мост был в середине февраля 1921 года.
В 1923 году в ознаменование 5-ой годовщины Красной армии Президиум Псковского губисполкома переименовал Ольгинский мост в Мост Красной Армии.
В 1925 году был проведен капитальный ремонт моста. Была передвинута на место ферма моста, сдвинутая взрывом, произведена наклепка наростка взорванной в 1919 году панели большой консольной фермы.
8 июля 1941 года в первой половине дня Мост Красной армии был взорван второй раз. На этот раз его взорвали бойцы 50-ого отдельного инженерного батальона 1-ого мехкорпуса. Опять взорвали правую консоль. Мост был взорван преждевременно, это привело к трагедии. Дело в том, что на западном берегу реки находилась 118-ая стрелковая дивизия. Дивизия занимала позиции по линии Псковского УР на участке Филатова гора-Корлы. По воспоминаниям горожан из-за взрыва мостов (а чуть позже был взорван и Рижский мост) бойцы переправлялись через Великую на подручных средствах и вплавь. Немцы висели у дивизии "на плечах", поэтому быстро переправились в районе Наугольной башни и рванули к центру. По воспоминаниям очевидцев они расстреливали плывущих через реку красноармейцев из пулеметов с места, где теперь расположен парк дружбы с немецким городом Гера....
Летом 1942 (?) года мост был восстановлен вновь. под взорванную консоль был установлен дополнительный (третий) бык.
В 22 июля 1944 года мост был взорван в третий раз. Немцы подошли к этому делу со всей основательностью. Был взорван центральный пролет длиной 75 метров В русло упали все фермы моста. Ценральная ферма взрывом была "сломана" пополам. Казалось бы мост погиб..
Но уже 15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта восстановления моста был инженер-майор Сыч В.М.
За время работ было поднято обрушенных строений общим весом 1200 тонн на высоту 20 метров.
Движение по временному мосту было открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.
Ну и самое печальное. Мост был разобран в 1969 году. Очень жаль.... Мост действительно был украшением города. Вместо него построили безликое дефектное строение.
***
Мост через реку Великую, построен осенью 1970 года. С набережной на мост можно подняться по винтовой лестнице.
Дополнительные быки под полотном моста хорошо видны на этом снимке.
И еще из Интернета:
(подробно тут)
Ещё весной прошлого года, гуляя возле разрушенного дома своего родственника, обратил внимание на то, что не только дом Батова с часовней рядом разрушается, но и Ольгинский мост. Сразу вспомнилась семейная легенда – проклятие Петра Дионисиевича власти, все разрушающей. Казалось бы, сменилась власть, которая расстреляла и не дала захоронить по-человечески потомственного почетного гражданина Пскова. Пришла новая, но в середине 1990-х разорили, переломав надгробия Батова и рода его жены Хмелинских на Мироносицком кладбище уже при новой власти граждане, для которых нажива выше греха разграбления могил. Проклятие разрушения и невозможности стройки вокруг дома Батова действительно существует, взгляните на две руины недостроенных гостиниц…
Дом Батова у Ольгинского моста
А вот и "гостиницы": их строили и "достаривали" за время Перестройки и после нее поляки, турки, индусы... Опечатка случилась не случайная...
***
Вместо послесловия