В преддверии Дня народного единства задумаемся: а достижимо ли единство народа?
Несколько лет назад я уже публиковал заметку, в которой расказывал о произведении современного британского композитора Карла Дженкинса.
Одно из самых популярных его сочинений - Концерт для cтрунного оркестра "Палладио", первая часть которого получила распространение в интернете под несколько претенциозным названием "Танго смерти" (разумеется, сам композитор к этому названию совершенно не причастен).
Но в той заметке (и сейчас) - речь о другом его произведении. О мессе "Вооружённый человек" ("The Armed Man: A Mass for Peace").
Премьера этого сочинения состоялась более двадцати лет назад, на заре нового тысячелетия - в 2000 году.
Из всей мессы я выбрал часть "Sanctus".
Канонический текст этой молитвы в католическом богослужении выглядит так:
Sanctus, Sanctus, Sanctus
Dominus Deus Sabaoth.
Pleni sunt caeli et terra gloria tua.
Hosanna in excelsis.
Benedictus qui venit in nomine Domini.
Hosanna in excelsis.
В переводе на русский:
Свят, Свят, Свят
Господь Бог Саваоф.
Полны небеса и земля славы Твоей.
Осанна в вышних.
Благословен Грядущий во имя Господне.
Осанна в вышних.
Карл Дженкис не включил в своё произведение строку "Benedictus qui venit in nomine Domini". Всё остальное - вы услышите.
Начинается хор с многократного повторения каждой из частей молитвы. И вначале молитва эта (а она в данном случае является обращением к богу не о мире, а о благословении на битву) произносится вполголоса. Постепенно звуковая динамика нарастает.
И совершенно потрясающей эффект после вокальной и оркестровой паузы производит внезапный взрыв на словах "Hosanna in excelsis".
Пророческим этот ролик оказался благодаря удивительной режиссёрской работе. Ролик представляет собой монтаж из чередования видеоряда музыкантов, исполняющих произведение, с документальными съёмками, демонстрируемыми на экране концертного зала. Съёмки эти - хроники вооружённого противостояния, случавшегося на нашей планете в разные годы и в разных местах...
Так может ли вооружённый человек привести мир к единству народов?..
Вопрос остаётся открытым.
Послесловие:
И конечно, огромная признательность пользователю Ютюба - Mauro Jose, благодаря которому этот ролик доступен пользователям всей сети.
Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость 20:27 04.11.2023 (1)
Елена.
У меня эта часть мессы,а именно Sanktus? вызывает очень странное чувство. Я сама пою в хоре и мы эту и другие части мессы пели. Очень интересная музыка - я по образованию музыкант. Но именно Sanktus вызывал у меня всегда протест. Вся моя душа протестовала от того, что текст и музыка не соответствуют друг другу. Мы раньше пели эту молитву в церкви и я знаю её содержание и помню тот восторг во время исполнения. А тут воинственность, напор, жёсткость и...вдруг такие слова. Тем более, когда ещё на экране война. И когда сегодня я прослушала ещё раз этот номер, меня наконец осенило, что эта музыка антирелигиозная. Она не призывает к неверию в Бога, нет. Но она как бы говорит: вы призываете к благости, а сами что творите? Никакие молитвы уже не помогают, никакой ответственности перед Богом, не говоря уже о своих семьях, о своём народе. Может, пора что-то другое придумать? Может, надо просто перестать лицемерить? Этот контраст музыки и содержания наталкивает именно на такие мысли. Хотя я не верю в то, что вооружённый человек может привести мир к благости. И это подтверждают события сегодняшнего дня. Ложь, двойные стандарты приведут мир к катастрофе. Так за что же прославлять Бога? Как в одном известном советском фильме герой в разговоре со священником говорит: "Ни убий и убивали!". Я человек верующий в Бога, и мне больно за то, как относятся люди к Его творению.
Хотя Дженкинс мог бы и дать этому этому номеру хоть какое-то пояснение.
Елена! Но это же элементарное чтение. Для этого не надо быть полиглотом. Слышно же, как хор произносит слова. А санктус, санктус, доминус... и т.д., написанное латинскими буквами, может прочитать любой, кто изучал этот алфавит в школе в процессе усвоения немецкого, английского, французского ли языка.
Александр, спасибо, мне месса понравилась. сильное произведение.
Правда воспринимается тяжело в связи, наверное, с моим, нашим менталитетом.
Сбивают кадры Гитлера и не знания языка. Не поймешь - восхваляют его или осуждают.
Нам, видимо, надо более четкое разграничение Зло-Добро.
Мой личностный ответ на вопрос: "А достижимо ли единство народа?", думаю - достижимо.
Примеров много Израиль, СССР в годы Великой войны, маленькие страны в наше время.
У нас сейчас, мне кажется, такого сплочения нет из-за ОЧЕНЬ широкого отличия бедные/богатые.
Управляют страной кучка богатых, жадных людей.
Страна огромная. Сплотить ее очень тяжело.
За последние 20 лет сплотить ее не удалось. Надо это признать, но не признается. Я тоже не признаю свои ошибки, хотя они есть. Менталитет.
Даже и не из-за того, что наш Гарант хороший или плохой.
Кому-то может, дано от Бога, а кто-то ПРОСТО не может. Я не могу токарить, хоть убей меня, хотя о рабочих сужу с умным, 20 летним опытом работы на механическом заводе.
Если бы на нас напали извне, может люди и сплотились бы, а так война идет за конкретные интересы КОНКРЕТНЫХ людей, прикрываясь народом. Обычное дело на Руси.
Это не вся месса. Только её часть. (Полностью вся месса в интернете тоже есть. Длится достаточно долго - час с лишним).
Вообще, месса строится по определённым правилам. Тексты берутся канонические, то есть раз и навсегда установленные. Названия частей и их последовательность тоже постоянны. Правда, в двадцатом веке стали делать отступления от этих правил.
Восхваляют или осуждают - тут вопроса нет. Режиссёры ролика дают зрителю и слушателю повод - размышлять.
У меня эта часть мессы,а именно Sanktus? вызывает очень странное чувство. Я сама пою в хоре и мы эту и другие части мессы пели. Очень интересная музыка - я по образованию музыкант. Но именно Sanktus вызывал у меня всегда протест. Вся моя душа протестовала от того, что текст и музыка не соответствуют друг другу. Мы раньше пели эту молитву в церкви и я знаю её содержание и помню тот восторг во время исполнения. А тут воинственность, напор, жёсткость и...вдруг такие слова. Тем более, когда ещё на экране война. И когда сегодня я прослушала ещё раз этот номер, меня наконец осенило, что эта музыка антирелигиозная. Она не призывает к неверию в Бога, нет. Но она как бы говорит: вы призываете к благости, а сами что творите? Никакие молитвы уже не помогают, никакой ответственности перед Богом, не говоря уже о своих семьях, о своём народе. Может, пора что-то другое придумать? Может, надо просто перестать лицемерить? Этот контраст музыки и содержания наталкивает именно на такие мысли. Хотя я не верю в то, что вооружённый человек может привести мир к благости. И это подтверждают события сегодняшнего дня. Ложь, двойные стандарты приведут мир к катастрофе. Так за что же прославлять Бога? Как в одном известном советском фильме герой в разговоре со священником говорит: "Ни убий и убивали!". Я человек верующий в Бога, и мне больно за то, как относятся люди к Его творению.
Хотя Дженкинс мог бы и дать этому этому номеру хоть какое-то пояснение.