Заметка «Поэты и война»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 313 +1
Дата:

Поэты и война

   Мне всё не даёт покоя стих поэта-фронтовика Иона Дегена. Вот он:

Мой товарищ, в смертельной агонии
не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.

  Уж больно он какой-то мерзкий. Это точно фронтовик писал? Симонов, к примеру, писал немного по-другому:

Умирают друзья, умирают…
Из разжатых ладоней твоих
Как последний кусок забирают,
Что вчера еще был — на двоих.

Или вот ещё Симонов пишет:

Солдаты помнят тишину,
И хриплый командирский мат,
И взгляд, пронзивший вышину,
Когда упал на снег комбат.

Солдаты помнят все бои,
А ночью плачут и кричат.
Им снятся мёртвые СВОИ,
Они приходят и молчат.

Солдаты плачут по ночам,
Во сне, сжимая автомат.
Их водят жёны по врачам,
А им всё снится их комбат.

      Можно себе представить, что эти солдаты снимут со своего убитого комбата валенки или сапоги? Думаю, что нет.
  А в стихе Дегена дружба описывается как-то по-людоедски. Хотя не думаю, что людоеды так поступают со своими товарищами, так даже звери не поступают. Лирический герой Дегена не утешает своего умирающего товарища, не плачет над ним, а греет над его горячей кровью руки и просит не звать понапрасну друзей, видимо у него есть желание попользоваться имуществом умирающего единолично и он грабит его без зазрения совести, не дождавшись даже смерти его.
  В рецензиях и комментариях на этот стих восхищаются: «Ах, какая правда о войне!»  Да, война вещь жестокая, грязная и циничная, но она не превращает людей в уродов и отморозков. По крайней мере, не всех.
  Какая правда о войне!
  А что другие поэты-фронтовики пишут неправду?
  Вот стихотворение Ю. Друниной:

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…

И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать — это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…

  По логике лирического героя Дегена, бойцам надо по-быстрому раздеть санитарку и изнасиловать, пока та ещё тёплая, а не мучиться от несправедливости войны, что она, девчонка, умирает, они, парни, стоят живые.
  Или вот ещё Друнина пишет о своей погибшей подруге, герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой:

С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы -
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

  Лирическая героиня Друниной не снимает с мёртвой подруги шинель, а укрывает её своей. А речь идёт о январе 1944 года, в Белоруссии в это время года не жарко.
  По-моему, в поведении лирических героев Друниной и Симонова просматривается типично человеческое поведение, или типично русское, возможно,  у других народов грабить своих  умирающих товарищей это нормально, я не знаю.
  В своём стихе Деген описывает наших дедов и прадедов какими-то выродками. Как тут не поверить «западной» лжи, что советские солдаты изнасиловали 2 миллиона немок и, в принципе, были мародёрами? Получается, что и гордиться нам своими предками не стоит: вон они, что вытворяют со своими умирающими товарищами.
  Стих этот мерзкий гуляет по интернету, а стихотворения поэтов-фронтовиков Друниной, Симонова, Твардовского, Наровчатова, Ваншенкина почему-то нет. Наверное, они идеологически не выдержаны: лирические герои этих авторов, русские люди на той страшной войне, показаны людьми и Героями, а не мразями, как в стихе Дегена.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:04 22.02.2021 (2)
1
Писал самый настоящий фронтовик, который, чтобы победить врага
и отомстить за смерть товарища, снимает с него мертвого валенки.
Что в этом предосудительного? Зачем они мертвому?
     20:49 22.02.2021 (3)
А вы знаете, что у похоронных команд была инструкция, как снимать с мёртвых валенки? Их разрезали определённым образом. Потом их сшивали. Так вот, солдаты, такие валенки сшивные брать не очень-то хотели.

  Как в вас глубоко проникли либеральные идеи! То есть для вас нормально со своего боевого товарища, ещё живого (он ведь с ним разговаривает) снимать валенки. Для вас не понятно, что такое дружба, что такое совесть? Одно дело, когда есть жизненная необходимость, например в окружении, и то снимали с мёртвых, а не с умирающих.
     00:58 23.02.2021
1
Товарищ Гусев, а Вы видели смерть своими глазами, смотрели умирающему другу в глаза и т. д..
Для того, чтобы утверждать как было на фронте, надо там побывать. Симонов, может быть, и выезжал на позиции, но он не воевал.
Советская пропаганда все советское приукрашивала, а всё западное обсирала.
Я не верю советским пропагандистам. Люди в мирное время за сидячее место в трамвае готовы толкаться, что говорить о военном времени…
То, что немок трахали, это правда. Не понимаю, почему Вы берётесь это отрицать? Во время всех войн так было, а Вторая Мировая война была самая жестокая из всех известных войн.
     22:55 22.02.2021
Как все запущено. Вам не поэзию, а инструкции надо читать. Да, разговаривает,
и неизвестно, как товарищ реагирует, может, он согласно кивает в ответ. И то, что он еще при жизни
ему об этом говорит, тоже нормально, он не скрывает это от товарища.
     21:02 22.02.2021 (2)
1
Анатолий... Так вот в этом, о чём Вы упомянули, и заключается (в том числе) воздействие этого стихотворения. Это и называется поэзия.
Автор укладывает в восемь строк ситуацию. Тяжелую военную ситуацию. И если бы он распылял содержание на целую поэму, то это так сильно не подействовало бы. Мы же не знаем - был ли у них диалог с умирающим. Кто ему этот умирающий? Просто ли однополчанин или самый близкий друг? Может, он и снимает-то валенки с ещё живого (но умирающего) именно потому, что обувь с умершего считалась дурной приметой (хотя, какие уж там приметы, если на улице - 40). Может, именно умирающий и сказал ему сделать так?.. Всё это - осталось за строками стихотворения. И в данном случае именно этой недоговорённостью оно и сильно. И именно от уровня читательского развития зависит то, как он поймёт всё то, что осталось за рамками стихотворения. А Вы понимаете всё как-то "в лоб".
     01:01 23.02.2021
1
Донашивать вещи умершего, на Руси считалось почетно. Самым близким людям отдавали вещи умершего.
     21:12 22.02.2021 (1)
Как это не знаем? Там написано: МОЙ ТОВАРИЩ в смертельной агонии.
     21:17 22.02.2021
Анатолий, Вы или не хотите понять или нарочно спекулируете на теме Великой Отечественной войны.
Разжевывать Вам больше что-либо у меня желания нет.
Оставайтесь при своём возмущении этим стихотворением Дегена.
     20:25 22.02.2021 (1)
Видите ли, Анат. Гусев, обладающий конкретным мышлением, сейчас сделает упор на объяснение разницы между убитым и умирающим.
Такие читатели поэзии тоже бывают.
     23:07 22.02.2021
Мне кажется, что в этом стихотворении поэт таким на первый взгляд шокирующим способом показывает  на фоне человеческих отношений бесчеловечность войны.
     22:00 22.02.2021
очень сильное стихотворение...
     11:52 22.02.2021 (1)
Поэзия - это художественное, а не документальное отражение действительности.
Каждый видит в ней то, что позволяет ему видеть его мироощущение.
     13:29 22.02.2021 (1)
Да, конечно, это так. Поэт, писатель, художник берёт действительность, пропускает её через свою душу и выплёскивает на чистый лист. Деген видит советских солдат подлецами и мародёрами, а советские поэты – людьми и героями.   
     18:57 22.02.2021 (1)
1
Художественные средства, использованные в стихотворении Дегена, оказались слишком сложными для Вашего восприятия. Мне кажется, в этом причина того, что Вам это "стихотворение не даёт покоя".
     19:15 22.02.2021 (1)
На грубость нарываетесь?
     19:32 22.02.2021 (1)
Грубости тут нет никакой.
Есть, например, очень доступные стихи Вашего однофамильца поэта Виктора Гусева: "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин" и т.д. И есть поэзия Семёна Гудзенко, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова... Кому-то одно доступно, кому-то - другое. Дело вкуса.
     19:54 22.02.2021 (1)
То есть вы бы сняли с умирающего товарища валенки без зазрения совести? И как вас назвать? Или я что-то не так понял? От химеры под названием "совесть" вы избавлены?
     20:21 22.02.2021 (1)
2
Хотел было длинно написать, что да как... а после подумал: зачем? Конкретно мыслящему надо и аргументы приводить конкретные.
Так что отвечу: снял бы. Снял.
Как снял сапоги старшина Васков с убитой Сони Гурвич.
Или забыли уже?.. Если уж Симонова цитируете и Друнину, то и Бориса Васильева должны знать.
Или, по-Вашему, фильм "А зори здесь тихие" тоже позорит звание солдата?
     20:29 22.02.2021 (1)
Там была жизненно важная необходимость, если вы помните. Это разные вещи.
     20:39 22.02.2021 (1)
1
Я уже объяснил: художественные средства, использованные в стихотворении Дегена, для Вас оказались недостаточными.
Чтобы стихотворение стало понятным для читателей Вашего уровня восприятия, автору следовало предварительно описать тяжёлое материальное положение советских войск, затем объяснить, что боец уже умер, и завершить строфой о том, что, как ни тяжело снимать обувь с убитого, но другого выхода у бойца, оставшегося в живых, нет - впереди наступление. Наступление, понимаете? (Может, выделенное слово хотя бы что-то Вам пояснит в том, для чего живой боец снял валенки с погибшего).
     20:52 22.02.2021 (1)
Стих, как мне подсказывают, написан в 1944 г. Снабжение тогда было великолепное и никакой необходимости снимать с убитых обмундирование не было. Но я не об истории, я об моральной составляющей.
     21:05 22.02.2021
2

Вы считаете, что герой стихотворениея снял валенки, чтоб "загнать" их втридорога кому-нибудь на освобождаемой территории?..
     20:34 22.02.2021 (1)
1
Прочитали бы о Дегене хотя бы в той же Википедии и, может быть, изменили своё мнение об этом фронтовике, танкисте-асе, награждённом орденами и медалями, дважды представленному к званию Героя Советского Союза, ушедшему на войну школьником, только что закончившим 9-й класс. В 1945-м ему было всего 19 лет...
Это, ставшее знаменитым стихотворение, он написал в 1944-м. Евгений Евтушенко считал его одним из лучших стихотворений о войне. А вы его назвали мерзким. Эх...
Можете прочитать ещё и здесь: https://stihi.ru/diary/marinna1970/2019-07-20
     20:44 22.02.2021
Юрий...
Мне кажется, заметка Анатолия инспирирована тем же желанием, что и заметки остальных борцов за какой-то неземной облик русского человека, всех этих разоблачителей подлинности "Прощай, немытая Россия" и так далее...
Поэтому объяснять что-либо, скорее всего, бесполезно.
Но, может, я ошибаюсь, и Анатолий действительно хочет понять.
     15:20 22.02.2021
Видимо, были и такие. Один бывший интендант из Афгана в конце 80-х мне сказал: дурак навоюется,
умный обогатится. Надеюсь, таких была горстка. Кто-то жрал хлеб втихаря, кто-то косил от фронта, кто-то
потом ушёл за границу.
Меня больше волнует нынешняя на верхах чиновная, депутатская, денежная "элита" - как она и откошенные
от армии западные детишки себя поведут, куда побегут, если не приведи бог случится.
Вот она, реальная пятая колонна, а не их оппозиция сейчас.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама