Рецензия «Избирательность памяти – что же это всё-таки такое?»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Избирательность памяти.
Оценка: 4.9
Баллы: 15
Читатели: 830 +1
Дата:

Избирательность памяти – что же это всё-таки такое?

(рецензия на произведение "Избирательность памяти". Автор Кирилл Смирнов)

Статья, которая лежала перед моими глазами в этот раз, состояла из множества вопросов, которые сплетясь друг с другом, превратились в один большой.  И начиналась она не с повествовательного предложения, а с вопросительного. Словно автор, недолго думая, сходу ринулся в пучину неизведанного, чтобы найти ответ на то, что его волновало так сильно. «Меня всегда удивляло, - пишет он буквально с первых строк, - почему люди, выросшие в одной стране, примерно в одно и то же время и в схожих условиях, так по-разному воспринимают своё прошлое?»
Что же – попробуем разобраться. Во-первых, что такое память? Прежде всего – это одна из способностей закреплять информацию и потом отображать её в те моменты, когда этого требуют обстоятельства. Хотелось бы, правда, добавить то, что памяти свойственно не только запоминать, но ещё и забывать информацию. В любом случае, память напрямую связана с головным мозгом, а именно этот орган является самым малоизученным в медицине.
Интересно, а есть ли такое понятие, как «избирательная память»? Представьте себе, есть! Открываем справочник, читаем: «Избирательная память – это такой механизм памяти, который самостоятельно отбрасывает воспоминания, не являющиеся для того или иного человека важными, сохраняя при этом наиболее значимые». Вроде бы понятно: в голове остаётся только то, что нам нужно, а то, что нам не нужно, память выбрасывает в своеобразное мусорное ведро и -  au revoir – «до свиданья»!
Вот теперь мы подошли к самому главному: оказывается, избирательность памяти состоит в том, что она оставляет исключительно то, что нужно. Стоп! Кому нужно? Не следует забывать, что каждый человек строго индивидуален и для любого из нас действительно нужными могут быть разные вещи. Например, один считает нужным постоянно вспоминать свои студенческие годы, которые связаны с молодостью, возможно, первой любовью, интересной учёбой, поездками «на картошку». Вспоминая всё это, человек будто мысленно опирается на то, что ему приятно вспоминать.
Другой постоянно прокручивает в голове рождение первенца, третий – свои детские годы. Однотипности в том, что выдаёт память разным людям, быть не может. Даже если двое будут говорить о своём детстве – каждый вспомнит его по-разному. И отношение к тому времени, когда каждый из нас был ребёнком – тоже разное. Нас не удивляет старая пословица «На вкус и цвет товарищей нет», потому что все мы понимаем, что у людей разные интересы. Почему же тогда отношение к жизни должно быть у всех, как под копирку, одинаковым?
Кто-то помнит хорошее, а кто-то исключительно плохое! – читаем мы дальше, - чем это вызвано? Ведь есть же этому какое-то объяснение!
Объяснение, скорее всего, действительно есть. Правда, для того, чтобы его найти и дать обоснованный ответ на столь неординарный вопрос, прежде всего нужно хорошо разбираться в такой тонкой науке, как психология. Знания по анатомии тоже не будут лишними, потому что перед тем, как объяснить, какие сигналы отдаёт человеческий мозг, неплохо было бы знать, как этот самый мозг устроен. Так что куда без анатомии? Да никуда!

Далее автор пытается разобраться сам, почему же одни люди постоянно живут отрицательными воспоминаниями, а другие словно и не замечают их. Первый ответ он находит достаточно быстро: у тех, кто видит в жизни только позитив, память сама блокирует неприятные воспоминания.
Память САМА блокирует. Возможно, доля истины в этом есть.  Дело в том, что управление мнемическими процессами – вещь очень сложная. Если обратиться к учебнику по общей психологии, то там мы увидим информацию о том, что память включает в себя череду процессов, и забывание – один из самых сложных и – опять же! – самых неизученных. «Забывание, - читаем дальше всё в том же учебнике, является наименее изученным мнемическим процессом, суть которого состоит в селективной (или избирательной) утрате части запомненной ранее информации или её полной редукции».
Ух, и сложно же написано! Из всего сказанного понятно лишь то, что во вмешательстве со стороны память не особенно нуждается. Отсекла то, в чём, по её мнению, она не нуждается – и всё хорошо!

Попробуем подойти к данному вопросу не с научной, а с чисто бытовой точки зрения. Всё то, о чём пишет автор, является самостоятельными попытками разобраться в таком понятии, как «память», а также понять, почему же память порой бывает избирательной. В чём-то, исходя из устоявшихся норм, можно согласиться, в чём-то нет. Но в любом случае каждый человек имеет право на свою точку зрения.

Для человека, который уже ни на что в жизни не надеется, именно приятные воспоминания наиболее тягостны. Они напоминают ему о тех радостных моментах в жизни, которые ушли навсегда и уже никогда не вернутся. Поэтому память блокирует именно их.
Маловероятно. Достаточно представить себе глубокого старика, у которого действительно вся жизнь позади. Надеяться ему уже не на что, равно как нет смысла строить планы на будущее. Такие люди живут прошлым, и живут им только потому, что прошлое – это единственная возможность хотя бы вспомнить что-то хорошее. Да, радостные моменты действительно ушли, да, возврата им нет. Но это не значит, что память блокирует их. Посмотрите на человека, возраст которого исчисляется уже девятью десятками лет, а то и больше. Эти люди ПОСТОЯННО говорят о прошлом. Почему? Потому что им это приятно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что те, кто добился успехов в бизнесе, помнят только плохое и не помнят хорошего. Ведь это несчастные люди, радикально порвавшие со своим прошлым и своей культурной средой и поставившие свои способности, и таланты, данные Богом, на службу “мамоне”. 
Стóит ли автору в данном случае стричь всех «под одну гребёнку»? Возможно, что какой-то процент из тех, кто действительно преуспел в бизнесе и решил поклоняться деньгам, и вправду не помнит ничего хорошего в жизни. Но если бы это было действительно так, такие понятия как «меценат», «спонсор», «благотворитель» (не просто человек, а тот, кто ДАРИТ БЛАГО!) исчезли бы сразу после того, как появилось слово «бизнес». Однако, по счастью, в мире этого не наблюдается. Многие люди, которые стали неплохо зарабатывать, стремятся помочь другим хотя бы из тех соображений, что они-то как раз помнят, что первые их шаги начинались как раз тогда, когда богатством они похвастаться не могли.  Можно ли поставить знак равенства между понятиями «бизнесмен» и «потеря совести»? Нет, нельзя.

“Живи настоящим!” - вот их девиз.  Долгое время такой образ мышления навязывался всей стране.
Здесь, конечно, надо исходить из истории. Слова Carpe diem (карпэ диэм), которые  дословно переводятся «поймай день», а в более литературном переводе звучат как «живи настоящим» – это не образ мышления, а латинская сентенция. Впервые её употребил в одном из своих стихотворений древнеримский поэт Гораций. При этом он исходил из самых простых соображений: прошлым жить нет смысла, так как его уже не вернёшь. Будущим жить невозможно, поскольку никто не знает, что нас ждет на следующий день. Чем остаётся жить? Только настоящим. Безо всякого навязывания, без привязки к тому, где живёт человек. Более того, здесь тоже всё очень индивидуально. Есть масса людей, которые не любят строить планы. Видимо, на это есть свои причины. Они живут настоящим, и живут неплохо. При этом они не ставят во главу угла свои собственные амбиции и желания. Помогать своему ближнему можно, не обязательно что-то загадывая наперёд.

Такая избирательность памяти характерна для предателей,– опять же не очень понятно, что имеет в виду автор. Как было подчёркнуто выше, «избирательность памяти» - это научный термин. С медицинской точки зрения он подходит абсолютно к ЛЮБОМУ человеку, и предательство в данном случае не играет совершенно никакой роли.

Чтобы “вписаться” в новую “систему ценностей”, необходимо было порвать со “старой”, что многие и сделали. В результате часть моих сверстников и тех, кто постарше, без явных причин возненавидели прежнюю жизнь.
Увы, это исторический факт. Нельзя сделать переход в новую жизнь, частично не отбросив старые привычки. История – это не физика, и здесь диффузия (смешение) почти невозможна. Те, кто строят новый порядок, не могут постоянно опираться на старые устои. Это если бы растущий организм постоянно оглядывался на свои детские годы. Раз пришла пора перемен – значит эти перемены будут. «Возненавидеть» - глагол не слишком удачный в данном случае. Скорее всего, часть сверстников автора просто не смогла адекватно оценить плюсы и минусы той жизни, которая у них была раньше. Ведь жизнь не может быть хорошей или плохой. Жизнь может быть только такой, как её воспринимает тот или иной человек. И всё.

Для написания подобных статей, конечно, мало опираться исключительно на собственное мнение. Знания по истории, литературе, психологии были бы далеко не лишними. В данном случае автор писал, основываясь только на личном опыте и личных впечатлениях, а этого, к сожалению, мало. Претендовать на серьёзный исследовательский труд она не может.

Вывод: статья нуждается в доработке с приведением доказательств.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=116255

Оценка произведения: 6

Реклама
Обсуждение
     21:08 07.08.2021 (1)
Интересный разбор, Магдалина!

Вот, только я бы добавил к нему пару крошечных стихотворений, в более полное развитие темы:

Свинья под Дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Автор: И. А. Крылов


и стихотворение Василия Фёдорова: 

«Плевать на старину = плевать в свою Страну! 
Плевать в своих Отцов = плевать себе в лицо!» .

     21:18 07.08.2021 (1)
1
Владимир, так я же не говорю, что идти против своего же собственного прошлого - это хорошо. 
Сколько людей, столько и мнений. Я написала только о том, что зацикливаться на чем-то одном не надо. 
Ведь далеко не все воспринимают прошлое с отрицательной точки зрения. 
     21:24 07.08.2021 (2)
Хорошо, Магдалина!
Предположим, вы правы.
Но разве строить плохое, на обломках хорошего, достигнутого с большим трудом - правильно?
Достаточно взглянуть, лишь на то, что стало у нас нынче, с образованием и медициной.

Зато - Сталин - виновен, во всех бедах.
     08:33 08.05.2024
Плохого не надо, надо строить хорошее из обломков того, что было достигнуто с большим трудом и затем разрушено. Это сейчас и происходит.
     22:56 07.08.2021 (2)
1
Сталин виновен, и это не оспаривается. Полстраны было превращено в лагеря - это, что ли нормально? У меня по счастью, в семье никто не пострадал. Но я никогда не забуду, как наша учительница истории рассказывала нам и плакала: "Всю семью сталинский режим сгубил. Родители были врагами народа".  А враги-то были обычным работягами -учителями. За что люди сгнили в лагерях - непонятно. Теперь уже никто не скажет. 
Но то, что Сталин виновен в истреблении народа - однозначно, да. 

А Вы, Владимир, спокойно отнеслись бы к тому, если бы узнали, что Вашим детям и последующему поколению предстоит жить в режиме, близком к сталинскому? Вряд ли Вас эта перспектива порадовала бы. 
     20:59 24.08.2021 (1)
Как это не оспаривается? Оспаривается, ещё как!
Представьте себя в революционные дни России, предвоенный , военный и послевоенный период
страны и вы хоть немного поймёте, что такое представлял из себя Сталин!
А Запад до сих пор трясёт от этого слова. А то бы Гитлер сделал из ваших родителей торшеры
и что, было бы лучше?)))
Ума не приложу, откуда у вас такие понятия? Либерастия навешала лапши?
У меня дедов обоих репрессировали после войны, но не один не винит Сталина.
Виновен человеческий фактор. Мрази всякой всегда полно в стране. Они и воняют!
     14:38 25.08.2021 (1)
Марго, я все понимаю, в том числе и то, почему Запад трясет от имени Сталина. И "либерастия" мне тоже противна. Не понимаю только, о какой "мрази" Вы говорите? Не бывает плохих людей, такими их делают обстоятельства, которые от них не зависят. Нельзя винить во всем одного Сталина, но и перекладывать всю вину на исполнителей тоже неправильно.
     16:23 25.08.2021 (1)
Организованная Европа так не считает) Все свои промахи вечно на кого- то вешает.
Если честно, то достала эта уже мишура, словно на планете только Россия , а остального мира нет,
Я горжусь своей историй. Царями, что увеличили в 20 раз территорию страны, Сталиным,
что победил организованный фашистский Запад и мне начихать на всех тех, кто им не доволен.
     11:12 05.09.2021
Мне не совсем понятно, о чем здесь речь. По-моему, события во всем мире освещаются не хуже, чем события в России, никто их не игнорирует. Под каким углом - другой вопрос. А вешать свои промахи на кого-то - для Европы обычное дело, да и не только для нее.
Гордиться своей историей - это хорошо, а "чихать" на людей не надо. Тем более что у них есть вполне объективные причины для недовольства. Вы же не хотите, чтобы они на Вас "чихали"? По-моему, это общеизвестно: как вы относитесь к людям, так и они к вам.
     23:06 07.08.2021 (2)
Никто из моих родных, а там почти все - фронтовики, даже женщины - не сказал на моей памяти о Вожде плохого слова!
Извините, Магдалина, но я верю им, и тому, что успел изучить сам.
Не нужно вешать всех собак на одного человека.
Практически не было у него достойных помощников в партии.
Поэтому, сообща отвечать должны были те, кто виноват!
Жалеем "ленинскую гвардию"?
А то, что почти вся индустриализация была совершена - на возвращённые принудительно  деньги, которые они ранее украли у собственных сограждан - знаете?
И Ленинград со Сталинградом переименовывать не нужно было.
Самое ценное у народа - его язык и историческая память. Которую нынче стирают, всеми силами.


Тогда были одни, общие для всех законы, которым люди подчинялись; а сегодня золотые унитазы, у паршивых полковников ГИБДД, и едва ли не полное отсутствие законности.

"Только враги России, держа курс на оболванивание детей могли включить в школьную программу произведения Солженицына исключив при этом произведения Фадеева, Симонова, Полевого. «Молодая гвардия», «Живые и мертвые», «Повесть о настоящем человек» - вот источники патриотизма, а детей пичкают блевотиной – «Один день …», и что  мы хотим после этого от молодёжи?"   (Жаль, не мои это слова!)

Я бы согласился жить, в то время.
Да, и что касается детей:  те дети - учась и развивая свои личные способности, вырастали в директоров заводов и крупных учёных, а нынешние от неимения других возможностей идут наёмниками, к олигархам средней руки, или же в охрану и полицию.
Что же останется от совокупного интеллекта русского народа, всего лишь, через одно поколение? Сможете мне ответить?
     20:05 24.08.2021 (1)
Владимир, здравствуйте!
Поскольку я историю все же немного знаю, попытаюсь ответить на данный вопрос.
То, что фронтовики не могли сказать о Сталине плохого слова, не удивительно. Они с его именем шли защищать Родину, поэтому оно для них священно. Реального Сталина они, конечно, знать не могли, для них он был символом. Поэтому разоблачение "культа личности" для многих из них было потрясением.
Да, согласен, нельзя вешать всех собак на одного Сталина. Да и не в Сталине дело, а в системе, которая вполне соответствовала духу своего времени. Кстати, почему это у Сталина не было достойных помощников? Во-первых, такие помощники были, иначе бы не было всех достижений сталинской эпохи, да и самой Победы! Все это было достигнуто колоссальными усилиями всего советского народа, но без достойного руководства это было бы невозможно. Во-вторых, если допустить, что достойных помощников действительно не было, почему тогда Сталин не мог их подобрать?
Что касается расстрелянной "ленинской гвардии", то, насколько мне известно, воровать у этих людей было не принято. Это были, как правило, кристально честные люди, хотя жестокое время и их тоже делало жестокими. Таким же был и их конец.
А города, возможно, и не следовало переименовывать, но, например, Волгоград все люди, родившиеся в послесталинскую эпоху, знают под нынешним красивым названием, а Сталинградскую битву все равно помнят. Да и Ленинград уже тридцать лет называется, как и был изначально, Санкт-Петербургом.
А историческую память сейчас как раз восстанавливают. Многое уже упущено, но процесс идет, хоть с трудом.
Что же касается золотых унитазов у "паршивых" полковников ГИБДД, то подобные явления имеют место и являются неизбежным следствием уже прошедшей эпохи всеобщего развала и резкого падения уровня морали, породившего чудовищную коррупцию. Но я надеюсь, скоро это закончится, хотя плоды всего этого мы еще долго будем пожинать.
Кстати, кто это назвал "Один день Ивана Денисовича" "блевотиной"? Этот рассказ (как и "Матренин двор") - лучшее из написанного Солженицыным. Здесь писатель взял верх над политиком (с "Архипелагом ГУЛАГом" ситуация обратная).
А про детей Вы правильно сказали, но все-таки сейчас уже далеко не та ситуация, какая у нас была 20 лет назад. Всевластие олигархов давно закончилось, а скоро их уже совсем не останется. Поэтому я надеюсь, что нынешние дети, выросшие в более благоприятных условиях, станут достойными гражданами своей страны и всесторонне развитыми личностями.
Я постарался ответить, как смог. Спасибо за внимание.
     20:46 24.08.2021 (1)
Спасибо за развёрнутый комментарий и высказанное Вами мнение, Кирилл!

Рядовые фронтовики, разумеется со Сталиным не сталкивались.  Но ведь я говорю о 70-х и 80-х годах прошлого века!
К этому времени, прошло уже 30-35 лет, с окончания войны; лет 25 -30 лет со смерти Сталина, и почти столько же с момента прочтения хрущёвского доклада, критикующего Вождя . И все те, кто хотел - давно уже могли бы встроиться в соответствующую струю.
Однако мои близкие этого не стали делать. То есть, у них были о прошедших десятилетиях, твёрдые убеждения, которые время потрепало, но не развернуло наподобие флюгера!
При всём том, все они были рядовыми гражданами нашей страны. Во властных или карательных структурах никогда не состояли.

Говорить о какой-то их боязни, назвать "плохим" то, что газеты называют "чёрным"; или о возможном страхе быть притянутыми к ответственности за репрессии, проводившиеся НКВД, не приходится.
Скорее, мужество человека выражается в его стремлении, утверждать обратное, тому, что он считает неправильным!

Теперь, о том, что касается помощников Сталина.
Перечитайте мои слова!
Я говорил о партийной помощи и солидарности в борьбе за общее благо для страны.

Сталин, в первую очередь, брал на себя ответственность за хозяйственную деятельность страны. И на этом время, максимально уделяемое им развитию государства, практически и заканчивалось. Ведь он был человеком, сутки которого состояли, как и у других - лишь из тех же 24 часов!
Он работал, не щадя ни своих сил, ни здоровья подчинённых.
Именно поэтому, благодаря созданной им системе выдвижения талантливых людей, в то время, социальные лифты и подняли на самый верх в нашей стране, столько патриотов хозяйственников, конструкторов и учёных. Именно благодаря тому, что дан был зелёный свет их талантам, страна и развивалась, так стремительно!

В то же время, партийная деятельность, по мнению Сталина, должна была быть направлена на выполнение роли комиссаров, вдохновителей, трибунов. Честные люди, вступившие в партию, должны были идти впереди всех новых движений и направлений, организовывать ход любой деятельности, показывать менее грамотной части населения личным примером направление и задавать темп любого движения.  
А вот здесь, в ЦК, и его ближайшем окружении, постепенно собрались люди, не имевшие должного образования либо достаточного кругозора. Если работа хозяйственников была навиду, то говоруны постепенно начали тормозить ход развития страны.
Кому-то из них стал не под силу ритм движения. А покидать удобные кабинеты не хотелось.
Дважды, Сталин пытался поставить партию на второе место, позади хозяйственников.
В первый раз испугавшись свободных выборов, партократы развязали чистки и репрессии 1937-1938гг., чтобы устранить возможных конкурентов.
Во второй раз, едва начав изменение подобным образом властно-партийной верхушки, Сталин, совершенно неожиданно умер от последствий инсульта; причём в течение трёх дней ему практически не оказывалась врачебная помощь, в этом состоянии!
Берия, Хрущёв и Маленков, фактически прямо запретили охране вызывать врачей!
Причём это не была охрана под руководством преданного Сталину генерала Власика.
И самого Власика, незадолго до этого, убрали от Сталина и отдали под следствие.

Наконец, приходим к военным и силовым структурам. Ответственность здесь, была передоверена тем, кто именовал себя "профессионалами".

Требуете танки? Какие и сколько?  Напряжёмся всей страной - получите!
Требуете подводные лодки и самолёты, пушки и винтовки?... Опять напряжём силы всех трудящихся!..

Однако
к началу войны, проверки в армии, флоте и авиации выявили огромное количество различных нарушений дисциплины, безграмотность личного состава, как командного, так и рядового; неумение организовывать взаимодействие между различными частями, родами и видами войск.

Например, было несколько случаев массового подрыва целых групп солдат, при изучении ими устройства гранат, причём, в присутствии их командиров!

В авиации, из-за плохой подготовки лётчиков, постоянно происходили как аварии, так и многочисленные катастрофы с гибелью лётных экипажей.

В целом же, "Герои Гражданской войны", побеждавшие в ней благодаря приданным им штабам, состоявшим ранее из царских офицеров и генералов, оказались в итоге, на совершенно не соответствующих им по развитию и интеллекту должностям! 
Но, уступать их, естественно никому не собирались, высоко возомнив о собственных "заслугах"...

Итд. 

Вот такими были "помощники" Сталина, за раскрытие потенциала которых отвечали Маленков (от партии) и группа генералов и маршалов, во главе с Ворошиловым.

Говорить и писать об этом, приводя фактические данные, можно несколько суток.
     20:53 24.08.2021 (1)
Что касается слов о Солженицыне и его творчестве, цитата взята мною из какой-то интернет-дискуссии.
Считать его фронтовиком можно, конечно, в прифронтовой полосе он побывал некоторое время, вот только заслуженным, всё же не стоит.
Кстати, хорошо знавший его много лет писатель Бушин, метко назвал Солженицына "гением первого плевка", и написал об этом человеке большую книгу.

Если же Вам интересно мнение о Сталине людей, таких как Грабин, Голованов, Туполев, Яковлевы, Василевский, Жуков, Штеменко, Будённый и другие, много лет напрямую общавшихся с ним, то есть хороший сборник их интервью и выдержек из их книг, собранный воедино под редакцией П.А.Журавлёва "Встречи со Сталиным" (в более поздней редакции он называется "200 встреч со Сталиным"). Доступен сейчас, как минимум в интернет версии.

А если есть желание изучать тему глубже, сейчас есть масса опубликованных свидетельств неангажированных современников.
     17:49 25.08.2021 (1)
Владимир, большое спасибо за ответ!
Да, то, что Ваши близкие сохраняли свои убеждения, несмотря ни на что, вызывает глубокое уважение! Это очень мужественные люди, как и все их поколение. Они твердо следовали своим принципам и не меняли убеждений в зависимости от конъюнктуры, как это делают некоторые мои ровесники, и не только они. Но в то же время надо понимать, что это были люди своего поколения, они действительно многого не могли знать. Критика Сталина со стороны Хрущева и его последователей естественным образом вызывала у них неприятие, а правды им никто не говорил. Но правда - лучшее оружие против любой лжи. Поэтому в ответ на ложь правильнее было бы говорить не прямо противоположное, а правду, так, как есть. Но для этого, конечно, ее надо знать. А игнорировать общеизвестные факты бессмысленно, они все равно возьмут свое.
А про Сталина Вы правильно сказали, он не щадил ни себя, ни своих подчиненных. Можно представить, каково им было! Но в то время по-другому было нельзя, вся страна работала на износ, и руководство, конечно, тоже (оно и потом продолжало работать в прежнем режиме, когда народ уже мог себе позволить немного расслабиться, что, конечно, вызывало недовольство у части руководителей из тех, кто помоложе).
Далее, у меня возникает вопрос: почему в ЦК и ближайшем окружении Сталина собрались "говоруны" без необходимого образования и достаточного кругозора? Ведь каждый коммунист обязан был быть примером для других!
Вообще-то в ЦК состояли все высшие руководители страны, и большей частью это были достойные и кристально честные люди, бескорыстно и самоотверженно трудившиеся на благо страны. Такими были и хозяйственные, и партийные руководители. В этом можно убедиться, если ознакомиться с биографией каждого из них.
Тогда никто добровольно во власть не шел, туда посылала партия, всегда против воли человека (тех, кто сам туда стремился, даже близко не подпускали). И многие сами рады были бы покинуть свои "удобные" кабинеты и жить, как простые люди, пусть тяжело, но без постоянного страха. Каждый руководитель понимал, что с ним будет, если он принесет недостаточно пользы своей стране, и все трудились не покладая рук, с колоссальным напряжением.
В то же время каждый из них обязан был соответствовать занимаемой должности, в том числе идеологические работники, а у них одним из главных требований была непримиримая борьба с любыми отклонениями от "линии партии", что, конечно, тормозило развитие страны. Точно такой же вред наносили стране репрессии НКВД, жертвой которых мог стать каждый, случайно сказавший неосторожное слово или ставший жертвой оговора.
А каких "конкурентов" хотели устранить "партократы" в 1937-1938 годах? В конце концов эти репрессии против них и обернулись. Просто физически уничтожили всех, кто мог представлять какую-то опасность или нанести вред, по принципу "нет человека - нет проблемы". И направлял это, в конечном счете, лично Сталин, это общеизвестно. Видимо, разбираться с каждым было уже некогда, поэтому проблему решили таким радикальным способом. Но после репрессий и партия, и общество в целом действительно стали чище, хотя это стоило большой крови. И никакой политической конкуренции после этого уже не было.
Об обстоятельствах смерти Сталина я тоже слышал и читал, так что представление имею.
А что касается военных, то безграмотность многих из них была вызвана недостаточной подготовкой. Ведь старый командный состав подвергся репрессиям, а те, кто пришли ему на смену, не имели достаточного опыта и образования и не могли его получить за такой короткий срок. Ну а рядовые были простыми крестьянскими парнями, призванными на военную службу. Тем не менее, все они в дальнейшем проявили себя с самой лучшей стороны, очень быстро научившись воевать.
А Маленков и Ворошилов были ближайшими соратниками Сталина, разве не так?
А книгу Бушина, я, кстати, читал, как и некоторые его другие книги. Интересный автор, хотя и очень резкий и непримиримый. И с биографией Солженицына я тоже знаком. Знаю и об отношении к Сталину тех, кто его лично знал.
Еще раз спасибо!
С уважением, Кирилл.
     21:40 25.08.2021
Сталин хотел сделать выборный процесс более демократичным. Дать возможность людям выбирать, себе, руководителей на местных выборах,  как минимум хотя бы из двух кандидатур.
Это переполошило отъевшуюся к тому времени, вылезшую к тому времени наверх на тиражировании лозунгов и призывов номенклатуру. Образования у них не было. Учиться чему либо желания тоже не наблюдалось.
Испугавшись конкуренции, которая бы их смела в одночасье, они всем скопом подняли вопрос, о недопустимости подобных выборов в стране, где ещё свободно проживают сторонники иных мировоззренческих настроений.
 Потребовали дать им квоты на очистку избирательных масс от таких людей. 
Сталин же, всегда был последовательным сторонником выработки коллективных решений. И вынужденно дал своё согласие, поскольку ещё не обладал к тому моменту возможностью настоять на единоличной, противоположной всему ЦК точке зрения.
А в итоге это привело к репрессиям.
Тот же хрущёв был одним из первейших и активнейших инициаторов таких репрессий на Украине и позже в Москве!
Лишь на его личной совести, при этом, прямая вина в смерти более 100 000 человек!
И таких хрущёвых оказалось много.
А после смерти Сталина все они с радостью использовали предоставившуюся возможность - переложить ответственность, с себя - на покойного.
Фразу же,  "Нет человека - нет проблемы" придумал не Сталин, а вложил в уста своему литературному антигерою писатель Анатолий Рыбаков, в романе "Дети Арбата". Чем, кстати, впоследствии - он очень гордился!

Разумеется, Сталин делал большие, а порой и непоправимые ошибки, напрямую сравнимые с масштабами тех преобразований, в которые он погрузил всю страну. Так, ведь, никто другой не посмел взять на себя за неё ответственность, в те тяжелейшие годы! Да и не было человека, который смог бы выдюжить, вынести такую ношу! Исполнителей было много, вот только для того, чтобы всю эту глыбу - Россию, а точнее СССР - на высоту поднять, больше подобных былинных богатырей не нашлось.

А кто не делает ошибок на своём пути?
Это наше с Вами личное счастье, что ни судьбы людские, ни их жизни - от нас не зависят!

Вообще, Кирилл, прочтите у меня, вот это  небольшое произведение:  https://fabulae.ru/prose_b.php?id=103827   где сделана  более развёрнутая попытка описать образ Сталина и рассказать о мотивах, которыми он (предположительно) руководствовался в своём поведении. Кое какие вопросы для Вас разъяснятся, а другие возможно и сами отпадут. И комментарии прочтите, заодно!

С уважением, Владимир.
     23:41 07.08.2021
Не смогу, потому что хорошо не знаю историю. Будем считать, что Вы правы. 
     15:07 03.08.2021 (2)
а почему же память избирательна? и люди помнят тех,
кто обокрал, кто денег не занял… и грязью вас испачкал
основательно…
кто руку не подал в момент падения… кто слеп и глух вдруг стал
в минуты исступления… и от кого вдруг в спину острый нож…
хотя его вы защищали грудью… ты просишь их тебе слегка
помочь… в ответ от них, лишь словоблудие…

в небытие же те, кто был душою чист… вчера, сегодня,
присно… кто не толкает людей вниз… чья помощь
бескорыстна… 

Ответ простой –поступки их, не наносили раны…
не вырывали с Души крик…
Добро… оно ж, не оставляет
шрамы…
     21:21 20.08.2021
Да, Вы правы, добро не оставляет шрамы. Часто добрые дела воспринимают как нечто само собой разумеющееся и потому не замечают, не ценят. Но когда шрамов становится очень много и они болят, начинаешь ценить такие поступки, потому что они облегчают страдания. Чем больше испытал на себе зла, тем лучше ценишь добро.
     10:33 14.08.2021
Спасибо, Илья, за комментарий. 
У многих действительно память избирательна. Ведь есть же люди, которые всю жизнь помнят только плохое. Жизнь, может быть, и не была плохой, а они почему-то исключительно на собственных переживаниях и отрицательных воспоминаниях останавливаются. А другие - наоборот: и жизнь была к ним порой немилостива, а они все плохое словно за чертой оставили. 
Люди разными бывают. И восприятие жизни у них тоже разное. 
     23:35 13.08.2021 (1)
1
Признаться, я не понял, как из этих рассуждений автор пытался понять почему люди, выросшие в одной стране, примерно в одно и то же время и в схожих условиях, так по-разному воспринимают своё прошлое.
Вопрос в чем? Что люди помнят из прошлого, или какой отпечаток это воспоминание наложило на мировоззрение человека.
     08:28 14.08.2021 (1)
Вопрос и в том, и в другом. Ответить попытаюсь еще.
     09:00 14.08.2021
1
Дайте ссылку на Вашу статью. А то по рецензии не все смог понять.
     20:05 13.08.2021
Большое спасибо за рецензию! И за конструктивную, во многом обоснованную, а в чем-то и справедливую критику.
Сразу скажу, что я не ставил перед собой задачи создать серьезный исследовательский труд и не претендовал на это. Я просто написал о том, что меня волнует, и попытался ответить на вопросы, которые возникают не только у меня. Да, я опирался при этом на собственный опыт и впечатления (впрочем, не только свои). Я не писал научную статью, я просто попытался изложить свои мысли и передать чувства. Вы можете со мной не соглашаться, но актуальность поднятой темы вряд ли можно отрицать.
Да, я не изучал психологию на профессиональном уровне, но благодаря жизненному опыту (и пережитым чувствам) немного в ней разбираюсь. Не как специалист, конечно, а как опытный "пациент".
Скажу для начала, что не стоит путать совершенно различные вещи. Глубокий старик, достойно проживший свою жизнь, с удовольствием вспоминает свою молодость. Ему как раз есть на что надеяться! Его надежда - это дети и внуки, это молодежь, приходящая ему на смену. И хотя молодое поколение у старшего всегда вызывает недовольство, оно же служит ему источником радости, напоминая о собственной молодости, которая вроде бы ушла безвозвратно, но в то же время она рядом, перед глазами. А главное, старик осознает, что жизнь прожита не зря! Есть что вспомнить.
Совсем другое дело - предатель, порвавший со своим прошлым. Для него воспоминания об этом прошлом - страшная мука, особенно приятные воспоминания. И надеяться ему как раз не на что, ничего хорошего его впереди не ждет. Его ждет расплата, такая же страшная, как его поступок.
Далее, разве я всех "стригу под одну гребенку"? Разве я утверждаю, что все, кто преуспел в бизнесе, помнят исключительно плохое? Наоборот, подчеркиваю, что все они остаются людьми и испытывают муки совести, чем, собственно, и объясняется их "благотворительность" и "меценатство". Но муки совести никому не приятны, поэтому успешные бизнесмены и политики, как правило, стараются не вспоминать свое прошлое, потому что эти воспоминания будят совесть и заставляют страдать. В то же время неприятные воспоминания о прошлом дают им хоть какое-то оправдание настоящему, поэтому они более склонны вспоминать плохое, чем хорошее. Да, каждый конкретный случай индивидуален, но есть общие закономерности.
Кстати, именно "успешные" люди наиболее склонны планировать свою жизнь. Их жизнь, как правило, расписана по минутам, но заглядывать далеко вперед они так же не любят, как и оглядываться назад. Они "живут настоящим" совсем не в том понимании, как у Горация. Они постоянно строят планы, но ни на что не надеются. В то же время кто-то другой не любит строить планы, потому что ЖИВЕТ НАДЕЖДОЙ! Он и прошлое любит вспоминать, и в будущее верит, а потому не особенно задумывается о завтрашнем дне.
И я категорически не согласен с тем, что предательство в данном случае не играет никакой роли. Да, данная "избирательность" может быть вызвана не только предательством, но является неизбежным его следствием. Какому предателю захочется вспоминать что-то хорошее о том, что он предал? По-моему, все очень логично.
Ну, и последнее. Да, правильно, те, кто пытался у нас построить "новый порядок", неизбежно должны были отбросить старые устои. А отбросив, возненавидеть. Перемены ведь могут быть и без разрыва с прошлым, и аналогия с растущим организмом здесь, по-моему, не очень удачна. Можно отбросить то, что мешает двигаться дальше, но сохранить то, без чего жить нельзя. Такое неоднократно происходило и в советский период. Чтобы строить что-то новое, необязательно разрушать то, что было раньше. У нас пошли по пути разрушения. Но потом оказалось, что без прошлого не может быть будущего, и пришлось восстанавливать те самые старые устои, от которых в свое время отказались. Вот как теперь быть тем, кто отказался? Можно представить их чувства.
Кстати, на чем же я зацикливаюсь? Я просто пытаюсь ответить на наиболее актуальные вопросы, которые возникают, как я уже сказал, не только у меня, и которые нельзя игнорировать.
И хотелось бы уточнить, какие здесь нужны доказательства? Скажите, я постараюсь привести.
Еще раз спасибо!
С уважением, Кирилл.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама