Предисловие: Уважаемые дамы и господа! Несколько дней не имел доступа к интернету. Продолжаю публикацию частей тетралогии. АВ. Андрей Воронкевич
АРИСТАРХ И ПЕЛАГЕЯ
СИНОПСИС
Чума на оба ваших дома!..
Шекспир, известное дело, был неглубок. В своё время Лев Толстой доказал это, как дважды два. Если не ошибаюсь, великий писатель разъял на кусочки «Короля Лира» и «Гамлета». Можно бы и добавить – «Ромео и Джульетта», например. Конфликт этой пьесы, правда, не настолько надуман, как сюжеты трагедий, критикуемых Толстым (бытовали, бытовали в средневековье и даже в эпоху Возрождения кровавые семейные распри), но всё-таки достаточно случаен, хоть и взят вроде бы из каких-то документальных хроник. Ну, в жизни чего не бывает!.. Однако трагедия написанная призвана отразить трагедию жизненную отнюдь не в случайных деталях, так часто застящих главное. В драматургическом сюжете меня всегда привлекало именно проявление неотвратимой необходимости – я так бы это назвал. Семейства же Монтекки и Капулетти враждовали неизвестно почему. Они сами давно забыли причину. То есть – в принципе – могли бы и помириться и не доводить детей до смерти. Семьи принадлежали к одному сословью, имели одинаковое общественное положение. Никаких объективных причин для вражды у них не существовало… И гибель героев тоже, в общем, случайна, не вытекает с необходимостью из их положения. В реальности могли бы, скажем, и сбежать вместе… А тут Ромео, видите ли, не знал, что Джульетта не умерла, а просто усыплена. Ну, не смог брат Джованни передать ему разъясняющее письмо от брата Лоренцо! Чума в Мантуе приключилась – как по заказу, честное слово… Ромео, между тем, благополучно и, так сказать, безболезненно скрывается там от мести. А потом легко возвращается в Верону из зачумленного города… Все, на самом деле, ради эффектной концовки: и Ромео кончает с собой, и пробудившаяся Джульетта… Так что Толстой в общем-то прав. Что называется, «по-своему». Другое дело, что у Шекспира были просто иные приоритеты. И, руководствуясь ими, пьесы-то он сочинял гениальные, чего там говорить…
Соревноваться с Шекспиром, конечно, глупо. Стоит только заметить, что в моей истории милая мне неотвратимая необходимость проявляется в полной мере. И это, по-моему, даёт возможность героям проявить, по крайней мере, не меньше силы духа, чем мальчику и девочке, придавленным диким предрассудком…
Между Аристархом и Пелагеей с самого начала лежали не позабытые взаимные обиды предков. Их разделяла объективная пропасть, возникшая давно и – принципиально непреодолимая, хотя бы и по чьей-то доброй воле. Даже свои архаичные имена герои получили при рождении по прямо противоположным мотивам…
…В роскошной спальне, с некоторым переизбытком зеркал, на безразмерной постели обнажённый молодой человек умело обнимал даму – лет сорока пяти, но выглядевшую моложе, тоже обнажённую и бесстыдную. Дама постанывала, закрыв глаза. Молодой человек внимательно следил за её реакциями, умело разнообразя процесс. Оба они отражались в зеркале напротив постели, и в зеркале над туалетным столиком, и в зеркале у двери…
Дама застонала громче, наконец вскрикнула и затихла. Её партнер сделал ещё несколько движений, вздрогнул плечами и остановился. Полежав немного, он встал, стараясь не побеспокоить недвижимую даму, слегка оделся и прошелся по комнате, оглядываясь. Между палисандровым туалетным столиком и секретером чёрного дерева на стене висели семейные портреты: мужчина в форме генерал-майора с «чекистскими» петлицами, искомая дама в вечернем платье и девушка в светло-зелёном «сафари»… Молодой человек смотрел на девушку до тех пор, пока сам не почувствовал взгляд. Он обернулся.
- Нравится? – слабым, размягшим голосом спросила дама. – Это дочка. Полинка… Тебе пора.
Её партнер деловито принялся одеваться. Дама, накинув пеньюар, встала за сумочкой, вынула портмоне и отсчитала доллары…
…По тихой благополучной улице в центре Москвы шли двое. Та самая девушка с портрета и молодой, крепкий, убедительный. Убедительный нёс скрипку в футляре. Они хорошо смотрелись вместе…
- Игорь! – испуганно прошептала девушка. – Гляди!..
В подворотне единственного на этой улице ещё не облагороженного, но уже выселенного дома четверо характерно стриженных ребят прижали к стене симпатичного длинного парня – того, который только что был с дамой... Кажется, был вынут и нож.
Игорь буркнул что-то в карманную рацию, мгновенно вытянутую им из внутреннего кармана, передал скрипку спутнице и бодро двинулся к подворотне… Длинный парень тоже оказался не промах. Через несколько секунд ребята в чёрном получили первую порцию. У них ещё оставались силы для следующей попытки, но в это время в тихую улицу с двух сторон резко свернули машины… Реально оценив ситуацию, ребята в чёрном дёрнули через подворотню в глубь дворов. Из машин вышло несколько человек, скорым шагом приблизились к Игорю.
- Сейчас их возьмут в следующем переулке, - доложил старший. – Ну как вы, Игорь Владимирович?
- Вы что, менты, что ли? – растерянно спросил длинный парень, глядя при этом на подходившую девушку.
- Они гораздо серьёзней, - гордо улыбнулась та. – Пойдёмте все к нам чай пить. Тут рядом… Как вас зовут?
Парень затравленно огляделся и вдруг, схватив девушку вместе с её скрипкой в охапку, начал медленно отступать к двери заброшенного подъезда.
- Не подходи – задушу! – прошипел он. Игорь жестом остановил своих.
- Оставь её и уходи! – приказал он парню.
- Как же! – усмехнулся тот. – Я сначала в дом попаду…
Он добрался до входа, проскользнул внутрь и накинул на дверь огромный ржавый крюк.
- Полчаса не ломиться! – прокричал он Игорю и его команде. – Тогда цела будет!…
Схватив почти бесчувственную девушку на руки, он бесшумно, но проворно побежал по коридорам брошенного дома… В чулане без окон он отодвинул ногой от стены старый сундук, посадил заложницу, машинально прижимавшую скрипку к груди, на пол и, уверенно надавив на нужный кирпич, открыл потайной лаз. Сначала просунул туда девушку, а потом влез и сам и задвинул за собой сундук и ложную стену…
…Игорь мрачно сидел на оставленном бывшими жильцами огромном старом телевизоре в комнате с рваными обоями. Его люди уже обыскали весь дом.
В комнату вошёл старший лейтенант с овчаркой на поводке. За ним – парень в штатском, нёсший в руках женскую кофточку.
- Она вчера её надевала. Еще не стиранная, - запыхавшись, сообщил парень.
Собаке дали понюхать кофточку и пустили искать. Почти сразу она напала на след, натянула поводок, повела… У сундука овчарка села и подняла вверх умную морду.
Игорь добрался до стены, простукал её и, конечно, быстро обнаружил лаз. Он не стал искать «кнопку», а просто выломал и расшвырял по сторонам кирпичи. Игорь хотел было сразу нырять вниз, но его остановили.
- Сейчас уже поздно, Игорь Владимирович, - сочувственно сказал парень в штатском. – Это ж, понимаете, только вход. Они теперь далеко. И в таком составе лезть, и без снаряжения… Только лишний риск для заложницы, да и нас запросто угробят. Надо подготовиться…
Собой Игорь был готов сейчас рисковать сколько угодно, но Полиной… Резон в словах младшего коллеги безусловно был. Поколебавшись, Игорь дал команду заделать лаз и оставить у него засаду …
…После бесчисленных спусков и переходов в почти полной темноте (похититель лишь время от времени ненадолго включал фонарик) они наконец остановились. Вспыхнул тускловатый, но достаточный свет. Девушка бессильно огляделась. Они стояли в помещении с железными стенами, полом и потолком. Ржавчина пробивалась из-под облупившейся зелёной краски. Еще там были белые столики и стулья, как в летнем кафе…
- Почти пришли, - сказал парень. – Звать меня – Аристарх. А тебя – я знаю – Полина.
- Пелагея, - безразлично возразила девушка. – По моде так в метрики записали, да быстро поняли, что «Полина»-то естественней…
- А меня по святцам, - пробормотал Аристарх. – Почему естественней? Как окрестили, так и называть надо…
Девушка махнула рукой, опустилась на стул и закрыла глаза…
…В почти таком же, только больших размеров, помещении (точнее, конечно, бункере) свет был поярче. На железных стенах с облупившейся краской рядом висели портреты князя Кропоткина, Льва Толстого и… Ленина. Со всех сторон виднелись не то двери, не то люки с колесами запоров, вроде как на подводных лодках. Посередине стояла огромная электроплита. На ней дымилось несколько ведёрных котлов. К плите примыкал большой свежеоструганный стол. На краю стола напротив плиты лежала толстая старая книга с распятьем на обложке. Вокруг на деревянных скамьях и просто на полу сидели странные люди. Мужики в косоворотках и с запущенными бородами. Ребята помоложе – кто тоже с бородкой и в патриархально-крестьянской одежде, но кто и с гладко выбритымии щеками, в модных джинсах и блайзерах. Женщины в сарафанах держали на коленях грудных детей. Несколько барышень в коротких юбках и кружевных чёрных блузках старательно смывали с лица косметику у крана в углу. По полу ползали девчонки и мальчишки в одинаковых сатиновых рубашках до колен и с голыми ногами…
- Что добыли? – сурово обратился мужик лет сорока, с бородой – чёрной, густой, но довольно аккуратно подстриженной, к ребятам в джинсах и барышням в мини-юбках.
Старший из ребят застенчиво протянул пачку денег. Там были и доллары, и рубли. Он глянул через плечо на остальных, и двое тотчас метнулись к ближнему люку, выволокли из него большой погромыхивающий мешок, достали на показ одну банку. Сгущенка!.. Послышались женские и детские радостные вздохи.
Старшая барышня, уже умытая, подошла и тоже протянула пачечку зеленых и красноватых бумажек.
Мужик сложил все вместе, пересчитал и немного как бы смягчился.
- Живо скидавайте тряпки эти бесовские! – почти не сердито приказал он. – Да, а Аристарх-то где?
- Не пришел, дядя Лаврентий, к трубам, как договаривались! – почтительно доложил парень. – Уж мы ждали-ждали!.. Сначала ж ему доложить всё надобно, как старшому… А потом я забоялся, что вы сердиться будете. Взял смелость на душу, повёл всех домой… Аристарх-то дорогу лучше нашего знает. Небось, по делам каким задержался…
- Небось! – недовольно хмыкнул мужик. – Ладно, кыш отседова!
Ребята и барышни скрылись в стенных люках…
…- Ты не думай, мы тут хорошо живем! – убеждал Аристарх плачущую Пелагею. Она всхлипнула в последний раз, потвердела лицом и стала чуть похожа на фотографию отца. Холодно посмотрев на Аристарха, Пелагея встала и вынула скрипку из футляра. Это было её самое надежное средство от любых переживаний.
Аристарх заслушался…
…Наверху, в самом,
|