Произведение «Отравленный колодец» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: Рассказы.
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 745 +2
Дата:

Отравленный колодец

   1.
   Страсти накалялись. Расширенное заседание родительского комитета в одной из школ шахтёрской Горловки грозило закончиться скандалом. Речь шла о заведующей учебной частью Зинаиде Ивановне.
   – Или вы уберёте отсюда эту жабу или ноги моего ребёнка в этой школе больше не будет! – резала правду-матку одна из активисток. – У меня муж в ополчении служит, а тут… и нечего свидомым (компетентным, знающим) нацистским прихвостням охмурять наших детей! Ну чему она может научить школьников, если у неё у самой мозги набекрень? Правильно, бабы? Пусть мотает отсюда подобру-поздорову, а то ведь мы можем и силу употребить!
 
   Народ зашумел, заволновался. Ещё бы, регулярные «укроповские» бомбёжки, разрушенные дома, убитые и раненые соседи – всё это довело людей до последней черты. Ненависть к хунте, к тем, кто пришёл сюда убивать, насиловать и грабить, зашкаливала. Но директор Ирина Павловна, перекрывая своим поставленным учительским голосом общий гвалт, предложила завучу ответить на предъявленные обвинения. Собственно, они с Зиной были в некотором роде подруги и даже одноклассницы. Но сейчас это не имело абсолютно никакого значения. После киевского майдана страна буквально раскололась на два лагеря. Особенно здесь, в Донбассе. И зачастую члены одной и той же семьи находились по разные стороны баррикад, стреляли друг в друга.
 
   –  Ну что ещё нового я могу вам сказать? – встала из-за стола президиума невысокая пожилая женщина. Та самая, которую обозвали жабой. – Много лет я учила ваших детей истории великой Украины. А теперь москали, захватившие власть в Донбассе, говорят, что наши учебники написаны безумцами и маньяками. Именно так они называют украинских профессоров и академиков – учёных с мировым именем, сделавших так много для страны! А может быть безумны сепаратисты, расколовшие Украину? Люди! Одумайтесь!..
   Но, заметив неприкрытую звериную ненависть в глазах земляков, Зинаида Ивановна поспешила перейти к резюме:
 
   – В общем, как хотите, а я буду учить детей по старой программе. Другой сейчас просто нет…
   Однако время разговоров и уговоров давно прошло. Теперь за неверно сказанное слово приходилось отвечать, не сходя с места. Договорить училке не дали. Возмущённые такой неслыханной наглостью, женщины буквально вытолкали её за дверь и пригрозили расправой.
 
   Зинаида, действительно, училась вместе с Ириной в этой самой школе в шестидесятые годы прошлого века. Однако даже тогда количество часов русского и украинского языков, а также литературы, было здесь одинаковым. Трудно сказать, кто и зачем принуждал детей русскоязычного Донбасса изучать чуждую для них «мову»? Ребята об этом не задумывались – надо, значит надо. И только завидовали одноклассникам, которые в силу ряда причин были освобождены от уроков украинского.
 
   После школы подруги поступили в педагогический институт, но на разные факультеты. И спустя пять лет Ирина стала филологом, а Зинаида – историком. Обе вышли замуж. Но одна устроилась учительницей в родную школу, а другая уехала с супругом на Север за длинным рублём. Туда, где двенадцать месяцев зима, а остальное – лето. Вернувшись, Зина, недолго думая, «поделилась» деньгами с кем надо из шахтёрского начальства, и семья её без проблем вселилась в шикарную трёхкомнатную квартиру – на зависть тем, кто долгие годы стоял в огромной очереди на жильё. Обман этот прошёл гладко, никто ничего не заметил. С работой у молодого педагога тоже проблем не было – Ирина с распростёртыми объятьями встретила подругу в стенах родной школы.
 
   2.
   Быстро летело время. Перестройку сменили лихие девяностые, и тут вдруг выяснилось, что на Украине все равны, но украинцы – намного ровнее прочих! Для титульной нации любые пути-дороги были открыты. А остальные, особенно русские, стали людьми второго сорта. Неспешно, шаг за шагом вползала в души людей ядовитая змея национализма и ненависти. В СМИ заговорили о том, что украинская нация – самая древняя, самая мудрая, самая передовая во всех отношениях. Но в то же время – постоянно угнетаемая коварным северным соседом.
 
   К грубой лести редко кто остаётся равнодушным. А она слащавым потоком вдруг потекла из всех щелей в головы охмуряемых пропагандой людей, уподобившихся глупой вороне из басни Крылова. Многие, правда, сомневались поначалу. Но годы шли, а пресловутый сыр по-прежнему оставался в разинутых клювах гордых своим происхождением хозяев страны. Более того, вожделенный продукт постепенно изымался у представителей других национальностей и переходил в безвозмездное пользование украинцев. Не за какие-то там конкретные заслуги, а просто потому, что они считались самыми мудрыми, титульными, потомками великих укров – основателей земной цивилизации.
 
   Прошло ещё несколько лет, и многие, да что там, большинство представителей «национальных меньшинств» загорелись желанием стать полноправными гражданами страны. А почему нет? У кого-то деды-прадеды имели украинские корни, у кого-то фамилия была соответствующая. Языку учили со школьной скамьи. Правда, почти во всех городах, включая Киев, на бытовом уровне преобладал русский. Но это, как вещала всезнающая пропаганда, были всего лишь козни злых москалей, преодолеть которые предстояло гордым патриотам своего великого Отечества.
 
   С некоторых пор в порыве националистического бума молодые люди, получая паспорта, стали массово записывать себя украинцами. А для тех, кто этого не сделал вовремя, появились всевозможные патриотические организации. Например, РУН – объединение Русскоязычных Украинских Националистов, активисты которого объясняли юношам и девушкам, что злокозненные москали в своё время насильно выучили их порабощённых предков русскому языку, а также запретили тем называть своих детей украинскими именами. В качестве доказательства ребятам показывали составленную «профессорами» из Киева маловразумительную хронологическую таблицу.
 
   Конечно, молодые верили. Ведь то же самое они слышали и в родной школе, и в украинских СМИ. Поэтому, вступая в РУН, новоиспечённые украинские националисты давали торжественный обет общаться со своими нынешними и будущими отпрысками исключительно на державной «мове», чтобы никогда не пресеклось их «священное украинство»!
   Закономерно возникает вопрос, почему соглашались с произволом, не били тревогу люди старшего поколения? Нет, они, конечно, пытались что-то делать, только молодым со школьной скамьи внушили, что их родители – тупые упрямые «совки», не верящие в национальную идею, в высшее предназначение Украины. Собственно, так оно и было. Воспитанные в СССР не понимали и не принимали всю эту несусветную чушь. Но идти против власти боялись – трудное это дело.
 
   На фоне воспитанной в духе патриотизма и национализма молодёжи старшее поколение чувствовало себя изгоями, отбросами общества. Поэтому очень многие стали переходить на сторону вновь созданной государственной машины, не думая о последствиях, о том, что страна со временем превратится в ужасное подобие нацистской Германии. Родители стремились дать детям образование, вывести их в люди. Но для этого надо было поддерживать новую идеологию и самое главное – принять украинство.
   Нет, ни в коей мере я не собираюсь здесь никого оправдывать. Хочу только рассказать вам, мои дорогие читатели, как всё это происходило.
 
   3.
   Когда в 1991-м году распался Союз, когда была провозглашена независимость Украины, Ирина с Зинаидой работали учителями в родной школе на окраине шахтёрской Горловки. Было им по тридцать семь лет – самое время подводить первые жизненные итоги. Директор ценил подруг, мужья у обеих трудились в шахте, а дети учились здесь же, под наблюдением матерей-педагогов.
 
   Долгое время ничего не менялось. Но вот однажды из Киева прислали нового начальника городского образовательного департамента. Родом он был из западных областей, говорил преимущественно по-украински с характерным акцентом, а на лацкане его пиджака многозначительно поблескивал небольшой значок с изображением, как потом выяснилось, Степана Бандеры. Улыбчивый и общительный, мужчина быстро расставил приехавших с ним людей на ключевые посты в своём ведомстве, а затем провёл общее собрание учителей города.
 
   – Донбасс – это Украина, – начал свою речь новый руководитель с трибуны городского ДК. – А у вас здесь школ с украинским языком обучения – минимум. Позор! Считаю, что это большая недоработка, и в ближайшее время мы с вами должны её исправить самым решительным образом!..
   От таких речей директора школ, сидевшие за столом Президиума, стали взволнованно перешёптываться. Их волнение передалось учителям в зале. А когда новый начальник покинул трибуну, на его место вышел директор той самой школы, в которой учительствовали наши подруги. Мужчина взволнованно протёр очки, обернулся к чиновнику и высказал вслух то, о чём молчали остальные:
 
   –  Замечу, уважаемый, что вы приехали издалека, видимо, не знаете местных условий, и я позволю себе вас поправить. Город наш русскоязычный, и украинские школы здесь не нужны в большом количестве…
   – Нет уж, позвольте вам возразить, дорогой коллега, – оборвал его один из приезжих. – Мы все живём в Украине, украинский язык у нас государственный, поэтому…
   В общем, несчастному оратору буквально заткнули рот, а спустя месяц ему предложили оставить занимаемую должность. На его место назначили некую Оксану Опанасовну – молодую напористую тридцатилетнюю женщину. Добавлю, что это было первое и последнее собрание, на котором говорили по-русски. Державная «мова» вступала в свои права.
 
   4.
   Новая директорша с энтузиазмом принялась наводить свои порядки в школе, где работали наши подруги. Вполне ожидаемо язык обучения был изменён. Для преподавателей, выросших на Украине, такое нововведение не было решающим – «мову» они изучали в детстве. Но те, кто приехал из других республик СССР, были сильно озадачены.
 
   Людмила Анатольевна, преподаватель математики, ещё в советское время получила звание заслуженного учителя. Многие поколения её выпускников с благодарностью дарили цветы своей постаревшей учительнице, приходя в родную школу. Но украинский она не знала, и это решило судьбу несчастной женщины.
   – Поздно меня языкам обучать, – сказала она Опанасовне, когда та пригласила её в свой заново отделанный, украшенный символами Украины директорский кабинет. – Посмотрела я тут недавно методичку из Киева. Улыбнуло: треугольник – трикутник, многогранник – гранчак, перпендикуляр – стирчак, прилежащий угол – прилеглый. Можно было бы посмеяться, только… надеюсь, вы позволите мне в виде исключения вести уроки математики на русском языке? Ребятам так будет легче и удобнее.
 
   Однако слова эти задели ярую националистку за живое, подействовав на неё, будто красная тряпка на разъярённого быка. Директорша окинула стоявшую перед ней худенькую пожилую женщину начальственным взглядом, достала из сумочки сигарету, но, так и не закурив, сказала твёрдо и нарочито по-украински:
   – Значит так, уважаемая, либо

Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама