Произведение «Александр Пушкин и Авдотья Закревская»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: рассказы о Пушкине
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 670 +1
Дата:

Александр Пушкин и Авдотья Закревская

В Петербурге, в период сватовства к Олениной, у Пушкина были две любовные связи - с Анной Керн - мимолетная,  и с Аграфеной Федоровной Закревской - красивой, блестящей, эксцентричной женщиной, презирающей условности света.  Она жила в Финляндии, в Гельсингфорсе, иногда приезжая в Петербург.
     
Эта высокая смуглая красавица имела огромное число любовников. Натура пылкая и неуравновешенная, страстная любительница французских романов и последовательница их героинь, в редкие минуты просветления от своих безумств, Авдотья искренне молилась, творя крестное знамение по-старообрядчески - "двумя перстами".

Пушкин  её увидел первый раз летом 1828 года, когда она приехала к мужу из Финляндии, назначенному министром внутренних дел в апреле этого же года.

Как только поэт увидел эту знойную даму, сразу же набросал ее «Портрет»:

С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О, жены Севера, меж вами
Она является порой.
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленных светил.

«Беззаконная комета»... Пушкин нашел, как передать всю эксцентричность характера этой удивительной женщины, одновременно очаровывающей и шокирующей.

Князь Вяземский прозвал её «медной Венерой,  и поэт  только так и величал её. Прозвище было полно смысла - в европейской галантной поэзии Венера была эмблемой чувственной любви.

Аграфена, дочь графа Федора Андреевича Толстого, в 1818 году, в восемнадцать лет, вышла замуж за Арсения Андреевича Закревского. Генерал-адъютант был участником Отечественной войны,  и ему в то время  исполнилось тридцать пять.

Характер Аграфены Федоровны явственно обнаружился уже в первые годы  брака, и о них все начали судачить. А спустя всего четыре года у неё начались «нервические припадки»,  или, попросту говоря, капризы – она была единственной дочерью в семье отца и  её наперебой портили все.

И уже через четыре года после вступления в брак, сделав причиной свои припадки, она отправилась на лечение в Италию. Правда, в сопровождении своего отца, который не только ничем не препятствовал развлечениям дочери, но и даже поощрял их.

Осенью, когда наступило время возвращаться, поползли упорные слухи, что Аграфена не собирается возвращаться из Италии: там ее, мол,  удерживает князь Кобургский, будущий король Бельгии.

Но она все же вернулась к мужу, и именно в тот момент, когда он получил новое назначение - генерал-губернатором в Финляндию. Там он былл возведен  в графское достоинство.

Здесь, с 1820 года, на военной службе, то есть, в ссылке, находился поэт Евгений Баратынский. Он влюбился в неё  - Авдотья Закревская поразила его не только блеском красоты и роскошными формами, но и опасной оригинальностью:

Как Магдалина плачешь ты,
И как русалка ты хохочешь! –
писал он о ней.

Пушкин знал про её связь с Евгением Баратынским, и о поэме «Бал», в которой тот вывел вампическую женщину под именем княгини Нины. На самом деле, она  в поэме  предстала именно такой, какая есть: дерзко презирающей мнение света, сладострастной и даже порочной, внушающей страх необузданностью желаний.

Поэма Александру понравилась. А пуще всего – сама героиня.

Узнав скоро о её приезде в Петербург,  он и сам стал её «наперсником». Вот как Александр Пушкин описывал чувства, бросившие его в объятия  графине, в своей неоконченной повести "Гости съезжались на дачу": «Она ему нравилась за то, что осмеливалась явно презирать ненавистные ему светские приличия. Он подстрекал ее ободрением и советами, сделался ее наперсником и вскоре стал ей необходим».

Но в это же самое время  Александр Сергеевич продолжал ходить к Олениным, не обнаруживая никому свои чувства к Авдотье и надеясь на  свадьбу с Аннет Олениной. Но,  когда  домогательства  Елизаветы Михайловны Хитрово, преследующей его своей нежностью, перешли всяческие границы,  поэт ей отрезал: «Я больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки - это и гораздо короче, и гораздо удобнее... Я не прихожу к вам оттого, что очень занят и могу выходить из дому лишь весьма поздно. Мне нужно бы было видеть тысячу людей, а между тем я их не вижу. Хотите, чтоб я говорил с вами откровенно? Быть может, я изящен и порядочен в моих писаниях, но сердце мое совсем вульгарно, и все наклонности у меня вполне мещанские. Я пресытился интригами, чувствами, перепиской и т. п. Я имею несчастье быть в связи с особой умной, болезненной и страстной, которая доводит меня до бешенства, хотя я ее и люблю всем сердцем. Этого более чем достаточно для моих забот и моего темперамента... Вас ведь не рассердит моя откровенность, правда?..»

Узнав о его связи с ней, ему стали рассказывать о цинизме Закревской, твердили что благонравные и моральные люди смотрят на нее с ужасом и отвращением. Но ему нравилось полное  отсутствие у этой женщины  нравственности, её порывистость… Хотя в минуты одиночества себе признавался, что их отношения мучительны - сам влюблен в неё без памяти, и ревнует ее ко всем и к каждому, тогда как она играет его чувствами.

Племянница Закревской, с которой Аграфена поделилась своей  тайной взаимоотношений с Пушкиным, однажды рассказала: «Еще недавно в гостях у Соловых он, ревнуя ее за то, что она занимается с кем-то больше, чем с ним, разозлился на нее и впустил ей в руку свои длинные ногти так глубоко, что показалась кровь...»

В стихотворении «Наперсник» он так выразил свои мучительные чувства:

Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик:
Страстей безумных и мятежных
Так упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты!

Не сумев до конца выплеснуть здесь своего состояния, написал еще одно, тоже отражающее нервные отношения с ней:

…Но жалок тот, кто молчаливо,
Сгорая пламенем любви,
Потупя голову, ревниво
Признанья слушает твои.

Это у неё в доме, на рауте, он услышал слова Лагренэ, обращенные к ней:
-Мадам! Прогоните его! - из-за которых тогда и вызвал француза  на дуэль. Хорошо, его приятель, Николай Путята,  их помирил.

Образ Закревской Пушкин наметил во многих произведениях - её можно узнать и в блистательной Клеопатре из «Египетских ночей», и  «На углу маленькой площади», и в незаконченной повести "Гости съезжались на дачу"...

Но, заняв поэтическое воображение поэта на недолгий срок,  Авдотья Закревская ушла из его жизни навсегда, и в последующие годы  между ними личного общения уже не было: в 1831 году её муж вышел в отставку  по состоянию здоровья и стал заниматься устройством домашних дел и управлением имениями супруги.Теперь они
жили в деревне, наездами появляясь в Москве и Петербурге, а иногда и отбывая за границу с единственной дочерью.

И вот эта женщина, "медная Венера", после смерти теперь всеми известного поэта, заливаясь слезами, сидела ночью в Конюшенной церкви, возле его гроба, и делилась со всеми присутствующими здесь интимными подробностями связи с дорогим покойником.

Такова была нравственность женщины, вдохновившей  гения на несколько запоминающихся своей страстью стихотворений.
Реклама
Обсуждение
     11:17 03.05.2014 (1)
Вот это да! Такое знание темы. Аж завидно!
     15:17 03.05.2014 (1)
Спасибо! Начинайте -  Интернет  под рукой.   Но  что интересно - когда я писала о дуэлях . ничего не находила, кроме двух строчек, что, мол, была дуэль с тем-то и с тем-то. И то - не о всех. Теперь все рассказы, написанные мной, гуляют в инете под моей редакцией, но под разными фамилиями. И то дело! - интересующие будут знать своего поэта.  А книгу я уже издала все равно.
Я один год писала роман, а правлю ровно три года - боюсь  попасть  впросак перед пушкинистами, а они съедят ненароком:-)
     03:46 04.05.2014 (1)
Чтобы так писать - тему любить нужно.
А, вот интересно: Что нужно, чтобы книгу издать?
     07:07 04.05.2014 (1)
Нужно само произведение:-) отредактированное, чистое  и стилистически и орфографически и пунктуационно.  А уж потом написать на книгу синопсис. Только после этого начать писать в издательства. Пока книга не готова,  нельзя начинать, потому что некоторые издательства, как ЭКСМО, например, сразу требуют всю книгу. Другие требуют синопсис и описание,  одной-двумя строчками о главном - в каждой главе. Но каждое издательство требует однозначно:  синопсис, аннотацию, несколько строчек о себе. Если  они согласны издавать - то подписывают договор.
Для того, чтобы узнать, что требуется издательству, надо просто выйти на их сайт, найти там контакты именно по своему жанру - там будут данные редактора и его электронный адрес. Вот с ним и держать связь. Он скажет, в каком формате отправлять, что отправлять, как отправлять и т.д.  Дерзайте!
     07:11 04.05.2014 (1)
Не...Я ленивый. Наверное есть что сказать но доказывать это, кому-то не буду.
Но - спасибо!
     07:19 04.05.2014 (1)
Нет, если есть готовое что-то, надо издавать. А тогда ради чего писать?  Интернет хорошо, чтобы узнать, как читают, мнение  читателей. А  нужно имя. Доказывать никому ничего не надо. Надо для себя.
Но - если достаточно   печатать здесь и это удовлетворяет, то, конечно, можно себя не напрягать.
     07:25 04.05.2014 (1)
Я здесь писал под ником - "Тот еще Волчара". Мелочи в основном. Но были две вещи очень серьезные: "Долгий разговор с сыном" и "Ты мне отмщение и я воздам!"
Буквально вчера, закончив третью главу "Учеников не создал..." я подумал, что неплохо было бы объединить все в один роман и издать.
Но, вспомнил, как я пытался это сделать со своим "Время Хама" и успокоился.
Пошли они все нафик!
     08:56 04.05.2014 (1)
Я посмотрю. И честно выскажу свое мнение. Самое главное качество моего характера - рубить правду-матку в лицо. За что и страдаю всегда:-)
Но я  не истина в последней инстанции.  
И - этот серьезный разговор мне больше нравится:-)
     09:00 04.05.2014 (2)
Не посмотришь. У Волка я все удалил.
А, насчет "правды-матки" так на то ты и Сатанаева!
Хотя...У меня Ведьмочки - всегда Любименькие!
     10:14 04.05.2014 (1)
Как это  -  удалили? И не сохранили? Это же Ваши дети! Как можно их убивать!?
     10:16 04.05.2014
Дети всегда у мужчины в голове. Как у женщины в сердце.
Будет нужно - восстановлю.
Я говорил о том, что ты прочесть не сможешь.
А за Сэтэнай - спасибо, не знал.
     10:11 04.05.2014
Это псевдоним:-)  Взяла имя кабардинской очень мудрой княжны  Сэтэнай. Она сохранила огонь, по легенде,  для моего народа.
     11:53 03.05.2014 (1)
Как всегда прекрасно!!! Такие произведения заслуживают широчайшего опубликования и распространения, не все же занимать народ детективщиной.
     15:10 03.05.2014 (1)
Спасибо, Константин. Действительно, я и сама всего о нем не знала, пока  глубоко не вникла в тему. Но о вкусах не спорят. Кто любит детектив, ни за что не станет интересоваться жизнью классика. Детективом умные люди болеют  до взросления, а потом изучают все серьезное. Не знаю, я так думаю. Сама , кажется, перечитала всех, кого можно, и сейчас  уже не возвращаюсь ни к Агате Кристи, ни к Сименону, ни  к Конану Дойлю.  А таких, как Донцова, на дух не переношу и даже не принималась никогда читать. Чтиво на потребу ...
     15:53 03.05.2014 (1)
Да, Асна!  Чтиво на потребу окончательно уничтожит любовь к серьезной литературе.
     16:35 03.05.2014
Вот же! Беда, да и только. Книжные магазины завалены такими книжонками, одетыми в яркие обложки -ни пройти, ни проехать, как говорится.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама