ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ В МОЕЙ ЖИЗНИ
КНИГА 3.
ПЕТР ЛЕРНЕР
АБРИСЫ
ИЗРАИЛЬ - 2013
АННОТАЦИИ
В 2010 – 2011 гг. я опубликовал две книги из цикла «Замечательные люди в моей жизни», куда вошли воспоминания о следующих лицах:
1.Дмитрий Миронович Стонов.
2.Марк Александрович Поповский.
3.Шабсай Давидович Мошковский.
4.Павел Ефимович Заблудовский.
5.Захарий Григорьевич Френкель.
6.Лев Васильевич Громашевский.
7.Айзик Абрамович Вайман
В настоящей книге продолжена эта традиция и мною вновь публикуются воспоминания о неординарных и интересных людях:
1.Руднев Владимир Иванович.
2.Жуков-Вережников Николай Николаевич и Ковалева Елена Петровна.
3.Шляхов Эль Наумович.
4.Мусабаев Исак Курбанович.
5.Дихтяр Соломон Романович.
6.Лось Марк Владимирович.
7.Махмудова Наима Махмудовна
8.Заиров Каюм Сабирович.
9.Кадыров Владимир Николаевич.
10.Лемелев Владимир Романович
Я обозначил эту книгу словом АБРИС, решив подчеркнуть тем самым, что мои ЭССЕ не являются биографиями, обзорами творческого пути, литературными портретами, и тем более, жизнеописаниями.
Они лишь должны рассматриваться читателем, как контуры, наброски и очертания.
1.
1.
РУДНЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - ПЕРВЫЙ И
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОДЧИК ГИППОКРАТА¬
НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
28 июля 1870 - 19 июля 1951
Психиатр, психолог, невропатолог, историк медицины, доктор
медицинских наук (1905), профессор (1918), Заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1944).
В.И. Руднев родился в г. Новочеркасске в 1870 году в семье крестьянина-казака.
После окончания классической гимназии в Новочеркасске в 1889 году поступил на медицинский факультет Казанского университета, который окончил в 1895 году.
В 1897 - 1900 гг. он работал ординатором клиники нервных и душевны болезней Киевского университета, а с 1900 по 1910 гг. – ординатором Одесской психиатрической больницы.
В 1905 году защитил докторскую диссертацию в Казанском университете на тему « О дрожании при нервных и душевных болезнях».
С 1910 по 1917гг. – директор Саратовской психиатрической лечебницы.
В 1916 году читал лекции по истории медицины, а в 1918г. был избран проф. каф. истории медицины Саратовского университета, а также проф. по судебной психопатологии.
В этом же году стал профессором нервных и душевных болезней Саратовского университета.
В 1924 году избран профессором кафедры психиатрии Среднеазиатского Госуниверситета (г.Ташкент).
В 1928-1932гг. проф. кафедры нервных и душевных болезней в Азербайджанском Госуниверситете в городе Баку.
До 1939 года в Самаркандском медицинском институте не существовало самостоятельной кафедры психиатрии. Преподавание и научная работа по этому профилю медицины проводились на кафедре нервных болезней.
В 1939 году была организована кафедра психиатрии, которую по 1950 год возглавлял, вплоть до выхода на пенсию по инвалидности профессор В.И.Руднев.
Одновременно он вел курс истории медицины.
В это время на кафедре разрабатывались вопросы сознания и самосознания во сне.
Много внимания уделялось изучению проблемы отображения душевно больных в художественной литературе.
Разрабатывались вопросы диагностики и лечения эпилепсии,
опиофагии, психозов, возникших на фоне, распространенной в республике малярии и др.
Первая работа была опубликована В.И.Рудневым в 1897 году:
«Случай поражения зрительного канатика мозговой ножки и зрительного нерва»
В дальнейшем им публиковались фундаментальные работы по различным важнейшим проблемам, невропатологии, психиатрии, психоанализа, нейрофизиологии и истории медицины.
Он всегда придерживался мнения о необходимости тесного взаимодействия философии и медицины.
Очень важные работы им были опубликованы о судорожных расстройствах , галлюцинаторной паранойе, о красном и белом дермографизме у душевнобольных, о параноидной форме прогрессивного паралича.
О кататонической форме преждевременного слабоумия.
Значительный интерес представляют его работы по психоаналитическим и пограничным проблемам.
Например, «Психология слепого», «Психология сновидений»,
«О сновидениях по Гиппократу», «Психологический анализ
«Призраков» Тургенева и др.
Особое внимание В.И.Руднев уделял педагогическому процессу.
Он не только читал лекции, но и сам проводил практические занятия и лично руководил научно-исследовательской работой студентов на кафедре.
Он практически полностью исключил реферативные доклады,
переключив работу студентов на научно-исследовательскую деятельность.
Важно отметить, что все студенческие работы соответствовали тематическому плану научных исследований кафедры.
Им впервые был введен конкурс на лучшую студенческую работу, выдвигаемую на пленарное заседание студенческого научного общества института.
Один из авторов этого очерка (Петр Лернер) удостоился счастья участвовать в работе кружка под руководством В.И.Руднева.
Вот как это было. На заседании кружка Владимир Иванович
передал книжку Уильяма Шекспира – Король Лир.
При этом он сказал. Прочтите эту книжку дважды.
Вначале вникните в содержание, а затем выпишите в тетрадку всё, что вам покажется необычным, странным и вызывающим в поведении и поступках короля Лира.
Не торопитесь. Постарайтесь набрать как можно больше признаков, даже самых, на ваш взгляд, не значительных.
Через месяц я доложил результаты своих наблюдений на заседании кружка.
Я приводил примеры гнева, жажды мести, себялюбия Лира.
Об отношении Лира к дочерям, о его взрывной вспыльчивости,
бреде, явно выраженных признаках слабоумия и безумия.
Владимир Иванович очень внимательно слушал , а затем сказал, что очень много важного «выужено» из текста.
Он дополнил еще несколько эпизодов и передал два учебника по психиатрии разных авторов и сказал, что дается еще один месяц, чтобы поставить клинически обоснованный диагноз Королю Лиру.
При этом он произнес свою любимую фразу:
«От симптома к синдрому, от синдрома к диагнозу».
Примечание.
Симптом – случай, совпадение, признак, частное проявление заболевания, отдельная жалоба.
Синдром – совокупность часто встречающихся в м е с т е симптомов.
Диагноз – распознавание. Медицинское заключение о состоянии здоровья, выраженное в принятой медицинской терминологии.
Еще через месяц состоялось заключительное обсуждение, оно продолжалось четыре часа.
После чего был утвержден окончательный диагноз: «Синильный психоз» – старческое слабоумие.
Недавно была опубликована работа писательницы из Великобритании Саманты Маркхам. По её мнению, если Лир стал сумасшедшим из-за условий, в которые он попал, то его «безумие» не является неврологическим заболеванием, а лишь проявлением любви, горя, злости и желания мести.
Однако это мнение ничем не подтверждено и является только произвольным умозаключением автора.
Личные впечатления о Владимире Ивановиче Рудневе.
Несомненно, он настоящий подвижник. Интеллигент самой
высшей пробы.
Исключительно порядочный, благородный и яркий человек.
Выдающийся и разносторонний ученый, блестящий педагог и наставник.
За большие заслуги в области научно-исследовательской работы, развития истории медицины и подготовки врачебных кадров Указом Президиума Верховного Совета Узбекской ССР от 11 мая 1944 года проф. В.И. Рудневу было присвоено звание Заслуженного деятеля науки Узбекской ССР.
Умер проф. В.И. Руднев 19 июля 1951 года в г. Самарканде в возрасте 81 года.
В течение 45 лет продолжалась кропотливая и истинно подвижническая творческая работа проф. В.И. Руднева над переводом с греческого на русский язык трудов великого врача древности, отца медицины Гиппократа.
Она началась еще до 1905 года, когда им были переведены на русский язык «Афоризмы» и первые 24 статьи.
В.И. Руднев свободно владел греческим и латинским языками, но переводы трудов Гиппократа в основном делались им с греческого издания 1665 года.
Работа эта была чрезвычайно трудная: мало того, что нужно было прекрасно знать греческий язык, надо было хорошо разбираться в древних медицинских терминах, которые звучали более 2400 лет тому назад.
Это был поистине титанический труд.
Но только в 1936 году в Советском Союзе бы издан первый , самый главный том трудов Гиппократа, переведенный на русский язык В.И. Рудневым.
В него вошли «Афоризмы» Гиппократа и первые 24 статьи. «Жизнь коротка, путь искусства долог…», так сказано в первом «Афоризме».
Это был действительно долгий путь в искусстве – путь всей жизни замечательного ученого В. И. Руднева.
Издание в нашей стране первого тома, переведенных на русский язык трудов Гиппократа, было встречено всей советской наукой, особенно медициной, как большое праздничное событие.
Впервые медицинские работники в нашей стране могли познакомиться с идеями и врачебными приемами врачей древности, многие из которых оказались приемлемы и для современной медицины.
Гиппократ, конечно, не мог знать о существовании микроорганизмов, но многие крупные паразиты, например, гельминты – аскариды, острицы и другие ему были хорошо известны.
Им были разработаны и получили распространения многие способы профилактики инфекционных заболеваний, например, ничего не зная о комарах как переносчиках малярии, он не рекомендовал селиться возле болот.
Им правильно определена сезонность многих инфекционных заболеваний.
Имеются сведения, что он успешно боролся с эпидемией чумы. Что касается клинической медицины, то многие современные медицинские названия болезней происходят из трудов Гиппократа: пневмония, плеврит, гепатит, дизентерия, эпилепсия и другие.
После издания в 1936 году первого тома трудов Гиппократа, оставались еще неизданными два тома. И перспективы их издания как- будто бы были не слишком радостными: резко обострилась политическая обстановка в стране, назревала вторая мировая война.
И тем более знаменательно, что уже накануне войны вышел переведенный В.И. Рудневым третий том трудов Гиппократа, а во время Великой Отечественной войны в 1944 году - второй том.
Да, страна находилась в смертельной схватке со страшным врагом, но продолжала творить, создавать перспективы новой жизни.
Издание всех трех томов, т.е. полного собрания сочинений Гиппократа на русском языке имеет огромное всемирно историческое значение.
До настоящего времени между учеными идут споры, действительно ли только Гиппократ является автором всех этих великих творений. Или в них имеются также работы его учеников, соратников, других, неизвестных нам, врачей.
Мы солидарны с теми учеными, которые считают этот спор непринципиальным, тем более нельзя теперь точно назвать конкретных авторов отдельных книг, вошедших в труды Гиппократа.
Главное, что во всех них заложен дух великого учителя, отражающий взгляды его школы.
Эта школа называлась Косской (гиппократовской) в отличие, от Книдской.
Для Гиппократа и его учеников главное значение придавалось профилактической медицине, влиянию различных
|