43
Десятилетия я потратил на то, чтобы найти информацию о том, как правильно молиться. О важности умения молиться я здесь останавливаться не буду, так как кто знает это, тот знает, а кто не знает – любые объяснения бесполезны. За это время я целенаправленно делал акцент на том, как тот или иной подвижник высказывался о правильности молитвы или учил как нужно молиться, описывая тот или иной способ. Мне нужно было это все пройти, так как без этой информации я бы не смог выработать свое понимание правильности совершения молитвы.
Как следует из вышеописанного – мне удалось сформулировать для себя методику совершения молитв, такую методику, которая удовлетворила моим внутренним запросам. Как видим все это чрезвычайно субъективно, но что есть, то есть. В общем мне, не без помощи свыше, удалось сформулировать методику совершения молитвы. Вполне возможно, что я буду еще ее совершенствовать, но достигнутый результат уже превышает все мои самые смелые ожидания.
Описать словами то, как нужно совершать молитву в соответствии с моей методикой сделать невозможно, так как она основана не на каких-то технических аспектах, это определенное внутреннее состояние, в которое нужно погрузиться с помощью специальных душевных напряжений, после чего определенным образом нужно приступить именно к возношению молитвы. Методика совершения молитвы, которая мне приоткрылась – это своего рода мыслеобраз, а передать мыслеобраз без потери важной информации невозможно. Поэтому, то как мне удастся донести эту информацию – это будет лишь набросок в общих чертах, но надеюсь и этого наброска для пытливого ума будет достаточно, так как информации по этому вопросу действительно заслуживающей внимания, которая помогла бы освоить то, как нужно совершать молитву – отсутствует, но это конечное мое субъективное мнение.
Все методики, с которыми не довелось ознакомиться – это своего рода рекомендации технического плана – какую молитву нужно читать, как читать, кому читать, сколько читать, когда читать, какие акценты делать на дыхании, что представлять и на чем концентрировать внимание. Это я сегодня могу сказать, что эти методики практически бесполезны, но в то же время если бы я их не практиковал на протяжении многих лет, сначала одну методику, затем другую, то я бы не смог выработать свою методику. Ничто не появляется на пустом месте и лучший экспромт – это подготовленный и отрепетированный до автоматизма заранее экспромт.
Мне нужно с помощью слов передать суть моей методики совершения молитвы. Я с помощью нескольких ключевых слов попытаюсь передать смыслообраз моей методики. При концентрации на этих словах и представлении образа, скрытого за этими словами возможно удастся приблизиться или уцепиться хотя бы за краешек мыслеобраза идеи совершения молитвы, которая мне открылась, чтобы в дальнейшем ее развить.
Не будем торопиться и попытаемся подготовиться к принятию этой информации. Я потратил много сил, чтобы ответить для себя на вопрос –может ли человек измениться, возможно ли духовное развитие за счет трансформации сознания, каком механизм этого процесса и так далее. В общем, пытаясь ответить на эти вопросы я пришел к наиболее возможно-очевидному ответу. Те, на кого я могу равняться в этом вопросе и те, кого я считаю достигли духовной трансформации – это ряд православных подвижников. Что общего у этих подвижников? Они все были чрезвычайно добрыми, смиренными и достигшими состояния гармонии со всем мирозданием. Во всем этом считаю ключевым параметром – доброта. Кстати в буддизме говорится о необходимости накоплении «любящей доброты». Таким образом духовная трансформация – это ничто иное как стремление стать добрым. Преподобный Серафим Саровский учил о первостепенности «стяжания Духа Святого».
По всей видимости «доброта» - это одна из характеристик «Духа Святого» и впуская Его в свое сердце, предварительно долго и усердно Его искав, мы тем самым приобретаем способность быть добрыми. Чем больше нам удастся привлечь в свое сердце «Духа Святого», тем больше вероятность того, что мы сможет стать добрее.
Таким образом правильное выполнение молитвенного правила, должно способствовать привлечению в свое сердце «Духа Святого», вместе с которым мы обретаем и качества Духа Святого, то есть доброту, что и является показателем духовной трансформации.
Любые знания или информация, даже самые сокровенные не способствуют духовной трансформации, они лишь создают возможность этого. Духовная трансформация – это накопление доброты, которая была невозможна в моем случае без соответствующей теоретической подготовки, но это все слова и пора переходить к главному.
Практикуя разные способы совершения молитв, в разных жизненных ситуациях, порой удавалось достичь того самого состояния, которое было без сомнения именно тем состоянием, только вот повторить его позже не удавалось при всем желании. При достижении несколько раз этого состояния и после анализа того, что было общего в разных случаях, когда удавалось этого достичь – выплывали некоторые общие факторы. Со временем эти факторы прорабатывались самыми разными способами – удастся ли достичь необходимой глубины молитвы искусственно, без сложных жизненных ситуаций. В общем, была проделана кропотливая работа, в результате которой сформировалась методика, что и как делать, речь идет о внутренних движениях мысли и образов.
Итак, если коротко, то описываемое состояние сознания я назвал «теплое сердце» - это самое короткое, и на мой взгляд подходящее название. Если с помощью слов расширить возможный смыслообраз этого состояния - это будет звучать так – «теплое смиренно любящее сердце». В сердце должно быть ощущение приятного тепла, которое сопровождается такими доминирующими ощущниями как «любовь и вера. Вера в то, что тебя слышат и могут оказать любую помощь». Все это должно сопровождаться всеусиливающимся ощущением состояния умиротворения. Это состояние единения с Духовной Персоной, к которой ты возносишь молитвы, которая все о тебе знает, и которая любит тебя родительской любовью и при соблюдении некоторых необходимых условий с твоей стороны – окажет тебе любую помощь и поддержку.