Сущность социального поведения, виды и категории сигналовОрганизация общества представляет собой суммарный результат взаимодействия между членами человеческого сообщества. Взаимодействие осуществляется на основе обмена информацией.
Обмен информацией, ее передача (коммуникация) является сущностью социального поведения. Если человек изменяет свое поведение под влиянием действий другого человека, мы наблюдаем результат передачи информации.
Информирование происходит посредством сигналов. Передача информации может происходить с помощью слов, поз, физического контакта (тактильная коммуникация). Взаимодействие на расстоянии обеспечивают сенсорные системы – системы зрения (зрительные сигналы – цвета, раскраска), слуха (звуковые сигналы) и обоняния (химические сигналы – запахи).
Часто встречаются комбинации сигналов. Получаемый сигнал обрабатывается. Вырабатывается реакция на него.
Основные категории сигналов:
- предназначенные половым партнерам, возможным половым конкурентам;
- обеспечивающие обмен информацией между родителями и потомством;
- предупреждающие об опасности (сигналы тревоги);
- сообщающие о наличии пищевых ресурсов;
- поддерживающие контакт, общение в группе;
- подготавливающие к комплексу последующих действий (например, мужчина весь подобрался, сконцентрировался, давая понять, что сейчас он нападет на противника);
- показывающие о своих намерениях;
- выражающие состояние агрессии, агрессивность;
- показывающие миролюбивое настроение;
- демонстрирующие фрустрационные и иные психоэмоциональные состояния.
Сигналы могут резко менять поведение индивида. Могут, оказывая определенное влияние, формировать позитивный или негативный отклик принимающей их стороны постепенно. Так, мужчина, ожидая от женщины ответа, может ухаживать за ней довольно долго. Эффект от повторения накапливается, принимая весомое участие в рождении итоговой реакции.
Большинство людей непрерывно подает сигналы, выражая степень своего возбуждения, основные мотивационные состояния. Располагая при этом готовностью к корректированию своего поведения.
Регулятором своего и чужого поведения является эмоция. Когда особь, испытывая ту или иную эмоцию, показывает ее соплеменникам, она посылает им сигнал для корректировки поведения, координации дальнейших действий.
Среди эмоций есть исключительно человеческие. К ним, например, относится отвращение. По всей вероятности, эта эмоция появилась при переходе наших далеких предков от кочевой к оседлой жизни и несет гигиенический подтекст. Сформирована для обслуживания гигиенических функций. В животном мире ее нет.
У человека развито стремление разбираться в мотивах поступающих сигналов - действий окружающих людей. Это связано с тем, что человеческий мозг развивался в первую очередь в качестве инструмента для решения социально ориентированных задач. Усложнение социальных взаимоотношений потребовало более лучшего понимания других членов группы, их мотивации, намерений, желаний, реакции на тот или иной поступок.
Мы учимся разбираться в сигналах, которые подает психика человека, моделировать психическое состояние других людей. Эти модели основываются на модели собственной психики. У нас много нейронов, возбуждающихся одинаковым образом на однотипные действия (зеркальные нейроны). Например, это происходит, когда мы что-то делаем и видим, как другой человек делает тоже самое. Если нас уколоть в руку, в мозге возбуждаются определенные нейроны, реагирующие на боль. Они же возбуждаются и тогда, когда мы видим, что укололи в руку другого человека.
Умение моделировать человеческую психику мы стараемся перенести и на другие объекты (например, одушевление природы, игрушек и т.д.). Таким образом происходит очеловечивание окружающего нас мира, с которым можно обмениваться понятными нам сигналами. Так в нем жить комфортнее.
Литература
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Марков А.В. Ген альтруизма
|