Пионеры и чудь белоглазая Деревня, церковь, люди живут и ходят в церковь, приходит революция, а люди деревни не поддаются ей, не принимают, к золоту равнодушны, агитаторов слушают, не подают виду что не соглашаются, но не бунтуют, приходят войска в деревню, окружили её чтобы никто не ушёл, входят, а там никого нет, ни жителей, ни скотины, пропали, прочесали весь лес ближайший, нет никого, ближайшие деревни, дальний лес, везде, пропали. Ушли войска, вернулись откуда-то жители. Решили напасть на них неожиданно, ночью. Врываются, а там опять никого нет. Решили всё спалить и церковь взорвать. Дома сгорели, церковь не поддалась. Бросили, ушли, жители пришли и всё заново отстроили. Так войска несколько раз пытались поймать жителей деревни, но у них никак это не получалось. Куда они каждый раз девались никто не мог понять. Отстали от них, не было там Советской власти, колхозов, совхозов, администрации с сельсоветом. Жили они сами по себе по старинке. Кто к ним приходил с миром говорили что жители деревни очень добрые. И решила Советская власть использовать это и построила пионерский лагерь недалеко от этой деревни и многие из деревенских работали на хозяйственном обслуживании этого лагеря. К детям, конечно, их не подпускали, там воспитатели комсомольцы были. Ездил частенько в этот лагерь пионером. Через эту деревню проезжал. Людей этих видел.
Проезжаем через деревню на автобусе в лагерь и стоит молодой человек, как из сказки, в косоворотке подпоясанной веревкой, за поясом кнут, поверх штанов обмотаны до колен портянки, и поверх обмотки от лаптей крест накрест до колен верёвочки, и прическа под горшок, а волосы соломенные, а в руке посох и держал он его как скипетр. Проезжая по другим деревням особой разницы с городом не видел, сапоги, ватники, брюки, пиджаки. И звались они чудь белоглазая. Именно так. Не просто чудь, а белоглазая. Нам детям было всё равно, хотя чудно было. Для нас они русские были. Воспринимали их как всех остальных взрослых вокруг. А все рассказы как данное, как легенды. Есть и есть. У нас тогда свои детские проблемы были. И кто там на телеге на хоз двор едет нам всё равно было. Это сейчас я стал задумываться и интересоваться.
Помню меня вообще это не трогало никак, как из параллельного мира, вот джинсы или пластинка АББЫ это да, а тут какая-то чудь, да ещё белоглазая. Поначалу помню, когда первый раз увидел, вспомнил сразу передачу В гостях у сказки, а потом лагерь, беготня с парнями, купанье, девчонки, в общем не до них. Да, и я не понимал почему белоглазая, глаза у них как помнится нормальные были, вообще выглядели как все нормальные русские люди, были бы у них какие внешние видимые физические отклонения то думаю их бы не допустили к работе с детьми. В столовой на кухне и официантами тоже деревенские работали, мы приходили а на столах белые скатерти, это только сейчас я вспомнил, первое второе там чай уже налито, разложено все в тарелки, стаканы и чтобы мы не делали как дети, не марали скатерти, не проливали, они потом были всегда белоснежные. Зимой лагерь работал как турбаза для взрослых с детьми, помню поехали родители ещё молодые с компанией и меня взяли, в столовой им не накрывали как детям, а как в ресторане приносили блюда на стол, чинно так приносили, с достоинством, не помню заказывали ли блюда или нет, какие блюда были, помню одно потому как оно удивило всех взрослых, это заливные языки. Лагерь не номенклатурный был, от завода, дети все с рабочего посёлка, с окраины города. У них у всех были прямые спины, лица расправленные, глаза другие, таких глаз я больше не видел, не по цвету, а по выражению, не знаю как описать, я тогда это не понимал, но первый раз когда увидел то шок был, тот молодой парень что я описал вначале, стоит такой на пригорке, потом по детским впечатлениям это всё нивелировалось. Ещё спокойные помню все были. Всё бы ничего но мой дружок боялся их, человек который в жизни никого и ничего не боялся, единственный раз я его видел испуганным, знал его хорошо всю жизнь и никогда не видел пугающимся, а тут со страхом и ужасом в глазах говорит мне показывая на деревню: - «Там живёт чудь белоглазая». Этот ужас в его глазах я забыть не могу, что такого случилось и произошло, я тогда не придал этому значение, пропустил мимо, меня они не пугали, даже наоборот притягивали, сейчас пытаюсь понять.
Только куда девать из памяти эту фразу и этот полный ужаса взгляд дружка, они более чем реальны. И старообрядцы они или нет не знаю, но узнать можно, это не проблема. Самому и ходить не надо, сейчас столько этнографов, краеведов, все ведут свои блоги, найти нужного и спросить. |