«Гуру Нанак» | |
Память сердца Kuruwinda гл.35Гуру Нанак. Покори свой разум
"Будь мудростью, поддерживая тебя. Будь милосердием, проводником и слушай Божественную музыку, которая бьётся в каждом сердце"
(Гуру Нанак)
Пенджaб - северо-западные ворота Индии. Через эти ворота, с тех древнейших времен, когда ещё и страны такой, как "Индия", не было, проникали на эти земли самые разные захватчики и завоеватели.
Считается, что первыми были племена ариев, пришедшие сюда из Восточной Европы через Среднюю Азию, в III–II тысячелетиях до н. э. (1) Хотя не исключено, что до их появления здесь проходили, через эти ворота и представители других этносов - возможно, из древних стран Передней Азии.
Историческая наука наиболее полно описала относительно недавние имена и события, начиная с появления тут войск Александра Македонского (IV в. до н. э.), а затем - всё с большей достоверностью - нашествия арабов, пытавшихся в Х веке утвердить на землях Индии зелёные знамена пророка.
Вслед за этим были многочисленные завоевательные походы персидских, афганских и среднеазиатских правителей-мусульман. Они были почти непрерывные, начиная с создания в XII веке Делийского султаната и завершившись утверждением в XVI веке империи Великих Моголов, основанной среднеазиатским тюрко-монголом Бабyром. (2)
"Бабур" означает"лев, полководец, барс"
"Поистине страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное"
(Никколо Макиавелли)
Бабур родился 14 февраля 1483 года в древнейшем городе Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана (Тимура). (3) Бабур был по линии отца тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов.(4)
Согласно генетическим исследованиям, сегодня несколько миллионов мужчин с большой вероятностью являются потомками близких и дальних родственников Чингисхана.
"Если моё тело умирает, пусть моё тело умирает, но не позволяйте моей стране умирать"
(Чингисхан)
И непрерывно лилась кровь на землях северо-запада Пенджаба, жители первыми принимали на себя удары захватнических армий и упорно противодействовали внедрению в их жизнь чужеродной веры и чужих законов и предписаний.
Много столетий длилось Средневековье, в борьбе породив два закона и признавая только эти два закона - закон силы и власти, и закон мужества и чести. Можно было жить, только будучи подавленным или не давая себя подавить.
Те, кто не хотел склониться перед силой и властью, жили в борьбе и погибали, не сдаваясь.(5)
И так же непримиримо разгоралась борьба за человеческие души, борьба, которую вели религии. Одна вера вставала на другую, стараясь привлечь как можно больше верующих на свою сторону.
"По многим землям прошли князья ислама, много разных религий они искоренили, много народов обратили в свою веру, а вот в Индии столкнулись с такой религией, которая обволакивала и поглощала всё инородное, что в неё привносилось. Индуизм - наследие нескольких тысячелетий, религия, отягощённая собственным многообразием, словно огромное дерево, усыпанное одновременно и цветами, и плодами, и шипами, и листьями, - индуизм оказался трудноодолимым. Он всё впускал в себя, поглощая. На месте десятков обрубленных его ветвей вырастали сотни новых, да к тому же принимавших иногда форму того меча, которым их срубали. Всё больше и больше индусов стало обращаться в ислам, поддаваясь посулам или уступая насилию, но по-прежнему оставаясь при обращении в чужую веру сыновьями Индии…"
(Н.Р.Гусева "Индия в зеркале веков")
Как память о боевом прошлом Пенджаба здесь и теперь всюду можно видеть вооруженных людей. И неудивительно, что мальчиков с детства учат владеть оружием и щитом.
На любой шумной, базарной улице, можно увидеть лавки оружейников. А если войти туда, в прохладную полумглу, в глазах зарябит от поблёскивающих на прилавках острых кинжалов и сабель.
'Нет смысла искать самое страшное оружие, придуманное людьми, поскольку война - самое ужасное оружие, созданное человеком"
(Дмитрий Швецов)
Пенджаб лежал на границе с миром ислама, на стыке двух вер, двух культур. Феодальные правители стран, простиравшихся за западными и северными горами, испокон веков смотрели на Пенджаб как на желанную добычу и ещё задолго до ислама разоряли его земли бесчисленными набегами.
Когда же арабы донесли знамя пророка до Ирана, Афганистана и Средней Азии, тогда у правителей этих стран появилось оправдание любых вторжений и захватов. Слова их священного писания звали вперёд и снимали любую вину, превращая солдат из наёмников в фанатиков.
Мирному населению Пенджаба всё чаще и чаще приходилось браться за оружие, чтобы отстаивать от врагов свои дома, поля и скот, города и храмы. Но не было равенства и не было единства в этих войсках. Кастовые барьеры были неодолимы, племенные и религиозные различия мешали взаимопониманию.
Люди неоднократно делали попытки сблизиться, найти сплав идеологий, который помог бы им соединить свои силы, который снял бы с их жизни проклятие кастового неравенства.
И не только по Пенджабу - по всей Индии тогда перекатывались волны движения бхакти.*
*движение бхакти - преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, религиозное направление, возникшее в средневековом индуизме, выступившее катализатором формирования сикхизма. Движение бхакти возникло в XVIII веке на юге Индии (ныне Тамил Наду и Керала ) и распространился на север. Он охватил восточную и северную Индию с XV века.
Бхати стало мощным движением за право на полноценную жизнь, против высших каст, захвативших земли, имущество, права на обучение, законодательство, богослужение.
При это появлялись проповедники равенства, призывавшие всех объединиться в вере в единого бога и в безграничной любви к этому богу. Страна, истерзанная бесконечными внутренними распрями, обескровленная ударами захватчиков, пыталась изо всех сил сбросить кастовые оковы.
И вот тут ислам - религия без каст, религия, обещавшая равенство всем, кто признаёт, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - пророк его. В ислам обращались тысячи людей. Одни потому, что надеялись обрести равноправие, другие потому, что правители силой обращали их в новую веру, третьи, что более банально, потому, что обратившиеся платили меньше налогов.
А проповедники учили, что любой бог - это бог, что от имени бога ничего не зависит, что божественная сущность Аллаха и Вишну одинакова.
Большим влиянием в XIV–XV веках пользовались суфии - мусульманские проповедники, учившие:
"Бог - это добро. Путём размышлений, пения молитв и повторения его имени можно погрузиться в мистическое общение с ним".
Это было понятно и близко индусам, это было близко и учению бхакти. Суфии воспевали равенство и учили равенству. В Пенджабе, где вопрос равенства, единства, слитности был вопросом жизни и смерти, учение суфиев и учение бхакти привлекали многие сердца.
Здесь, 15 апреля 1469 года в маленькой деревушке Талванди (Сейчас - Нанкана Сахиб) в 40 милях к юго-западу от Лахора, в семье, принадлежавшей касте браминов, родился основоположник нового учения - сикхизма - Нанак. Об обстоятельствах его рождения рассказывает древнее жизнеописание Гуру Нанака, "Джанам Сакхи".
Перед его рождением на исходе ночи раздался мистический Звук музыки сфер. Приглашённый жрец сказал:
"Мальчик родился в благоприятный момент. Этот человек - великий святой... Ему будут поклоняться как индусы, так и мусульмане. Имя его прогремит на Земле и в Небесах. Деревья и травы будут повторять: "О Нанак, Нанак!". Океан даст ему доступ к себе. Он будет мысленно читать Волю Всевышнего. Кроме Высшего Господа он не будет признавать никого". (6)
Детство и юность Нанака протекали в Пенджабе, в том самом Пенджабе, на который волна за волной обрушивались завоеватели. Нанак, учившийся и у муллы, и у брахманов, сделал целью своей жизни создание учения об истинном равенстве.
Он возгласил, что ему было видение: бог открыл ему, что разница в вере не создает разницы между людьми и все равны вне зависимости от вероисповедания и касты.
"Покори свой разум и покори мир"
(Гуру Нанак)
Нанак стал проповедовать своё учение, разъезжая по всему Пенджабу. Сначала его окружала небольшая группа приверженцев, которым он дал имя сикхов - учеников, но с годами она выросла в многочисленную общину, жадно впитывавшую учение своего гуру. Среди сикхов были самые разные люди - они слушали проповеди Нанака и исполняли вместе с ним молитвенные гимны. Были мусульмане, были и члены высоких и низких каст.
Нанак резко выступал против брахманской гордыни, против бесчисленного множества ритуальных обрядов, совершения которых брахманы требовали от всех последователей индуизма. Он выступал против поклонения изваяниям богов. Он отрицал брахманские предписания отшельничества во имя спасения души.
Имя Нанака прогремело не только по всему северу, югу, востоку и западу Индии, но также далеко за её пределами - в Аравии, Месопотамии, Цейлоне, Афганистане, Бирме и Тибете. Он потратил более 30 лет своей жизни, чтобы пешком пересечь все эти страны. На своем пути он был однажды плохо принят в одной деревне. Эту деревню он благословил со словами:
"Да будете вы процветать здесь".
В другой деревне знакам внимания, оказанным ему, не было границ.
"Эта деревня, - молился он, - должна рассеяться". Когда его спутник
спросил об этих странных высказываниях, Нанак ответил:
"Те, кто принял нас плохо, пусть процветают и будут там, где они есть, чтобы они не загрязняли других своим непочтительным поведением. А если те, кто принял нас хорошо, рассеются, своим примером они сделают и других тоже добродетельными и воспитанными".
Нанак объяснял:
"Мирская активная жизнь, жизнь среди людей и ради служения людям - гораздо более угодна богу".
Будь чист и Истина откроется тебе.
Превыше всего имей в своем сердце любовь к Богу
И не вреди чувствам Его созданий.
(Гуру Нанак)
Нанак был и поэтом. В своих стихах-молитвах он воспевал природу Пенджаба, труд людей на полях, их радость в дни урожая.
Он призывал людей размышлять о боге в предутренние часы, а дни свои отдавать полезному труду. Ритуал, который он выработал для своих сикхов, был прост, понятен и целесообразен.
Всё, чему учил Нанак, было направлено на объединение людей, на то, чтобы они осознали, что все они похожи друг на друга.
Нанак ввёл обычай совместных трапез - это исключало запреты межкастового общения. Сикхи ели все вместе, и с ними ел их гуру Нанак. Впервые в истории Индии члены высоких каст ели вместе с членами низких, да ещё из одной посуды.
Кроме того, к молитвам допускались и женщины. А сами молитвы Нанак стал произносил не санскрите, не на персидском языке мусульманских правителей и не на арабском языке, а на народном, родным для каждого языке панджаби.
Таким образом, Нанак открыл своей религии путь в глубины каждой семьи.
Современные сикхи зовут Нанака "гуру Нанак део", то есть "учитель-Нанак-бог".
А он писал:
"Там, где есть "Я",
Там Бога нет.
Там, где есть Бог,
"Я" там нет…"
Своему любимому ученику Бхаи Леви
|
Я не поняла, куда делось тело Нанака?