БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 19. ГЛАВА 6. СТ. 1-15.
ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА.
1.Шри-Бхагаван Сказал.
Тот, кто не укрывается в плодах работы, но исполняет ее, как долг, он в отречении, он также йог, не без огня, не без обязанностей.
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог дал приемлемое для Арджуны определение йога, человека, который находится в связующем процессе с Богом, а это значит, занят преданным служением. Преданному Бога можно дать не мало определений, его характеризующих. Но из всех Бог делает акцент на нескольких направлениях преданного служения. Прежде всего, такой человек должен работать и таким образом поддерживать свое тело и, возможно, не только свое. Это – неукоснительное требование на все времена. Также, непременно, он должен выполнять работу, как долг. Т.е. быть непривязанным к работе, как и к плодам труда. Т.е., непременно, преданный обязан заниматься разрешенной деятельностью, а это есть карма-йога. Если человек действительно практикует карма-йогу, со всеми предъявляемыми к этому процессу требованиями, то отсюда может следовать, что человек идет по пути отрешения от материального мира. Но невозможно сказать, утверждать, настаивать на том, что такой преданный уже в отрешении. Просто карма-йога, этот акцент, есть тот путь, который помогает развитию отрешенности, ей способствует вследствие постоянной практики отрешения от плодов, развивает в человеке непременные и необходимые для этого качества, направляя постоянно ум на Бога, контролируя ум и желания именно в процессе труда, а значит, постоянно, непрерывно, мыслительным процессом сопровождая все элементы труда и держа в себе присутствие и Управление всем процессом Бога.
Отрешенность могут вызывать и другие акценты, помимо карма-йоги. Это и путь аскетизма, и добродетели, и изучение Святых Писаний, и простой образ жизни… Но практика карма-йоги есть эпицентр преданного служения, самая активная его практическая часть, считается самой опредмеченной, работающей со всеми чувствами и желаниями человека, реально направляющей к Богу и по существу, заставляет здесь достаточно и страдать и в страданиях помогает постигать Волю Бога, качества Бога, Помощь и Милость Бога, показывает работу Бога и на примере других людей и их труда.
Карма-йога, если здесь полностью следовать Указаниям Бога, если стараться, если постоянно себя и свой мыслительный процесс и чувства контролировать, сотрудничать с Богом, есть высочайшая, очень активная, Богом данная духовная практика, которая ко всему и полезна, ибо дает возможность человеку поддерживать свое тело.
Таким образом, о человеке, который занят карма-йогой, можно сказать, что он идет по пути отрешения, что он участвует в связующем процессе с Богом, что он йог. Однако, путь отрешения есть уникальный, осторожный, очень разумный и все контролирующий путь, отнюдь не замораживает его чувства, его реакции, его отношения с материальным миром. Всегда и любому преданному, как бы он ни старался, как бы он ни отрекался и какие бы здесь вершины ни достигал, для такого человека не исчерпаны ни в начале, ни в середине и ни в конце пути возможности к материальному и духовному развитию и далее. А это означает, что йог, непременно, вовлекается Богом в те или иные материальные игры и роли, ибо всегда уязвим, а потому, ему приходится преодолевать, достигая более совершенные качества, угодные Богу. А этот путь заставляет вновь и вновь в чем-то претерпевать, воздерживаться, ограничивать себя, контролировать свои желания, чувства, устремления. Это уже есть сжигание объектов чувств на огне чувств, а это уже есть и потрясения, и страдания в свою меру. Поэтому, и любой йог, даже очень старательный, не без огня, не в полном штиле чувств и никак ни в окончательном отрешении. Т.е. в себе страдает, переживает, мыслит, ищет, терпит, работает с умом, в себе все контролирует и пр.
Также, непременно, йог, живущий в материальном мире, задолжал этому миру, ибо, как и всякий человек, потребляет и больше, нежели отдает. Поэтому или отсюда и реализованный йог не без обязанностей и не без долгов. Это табу. Никто из преданных не может быть от этого в материальном мире освобожден, и потому говорить о полной отрешенности в материальном мире невозможно. Бог не позволит. Об этом и стих.
2. Таким образом, говорят, то, что есть отречение, есть йога. Ты это должен знать, о, сын Панду. Никогда, непременно, без отречения от всех видов удовлетворения чувств, которые предлагает данная эпоха, невозможно стать йогом, кому бы то ни было.
КОММЕНТАРИИ.
Если отречение имеет религиозный смысл, если оно, прежде всего, направленно на духовное развитие и тем более на соединение со Всевышним, если, также, оно требует постоянную духовную практику, то такое отречение, основывающееся, непременно, совершенных знаниях, на Бхагавад-Гите, есть йога, только при таком условии, которое, непременно, входит в требования преданного служения наравне и с другими требованиями Бога Кришны.
Никогда истинное отрешение не имеет материальные причины или основы; не считается йогой или отрешением путь, где человек понуждается обстоятельствами отрекаться от тех или иных видов деятельности или наслаждений, не считается йогой отрешение, где человек понуждается болезнями, долгами, чужой волей, также, философскими рассуждениями, в угоду амбиций, из корысти, желания славы и власти или желая устраниться от цивилизации и ее плодов, дабы в некотором роде упростить или облегчить свое существование или избежать наказания и пр., все другое, имеющее именно материальные причины.
Только отрешение в преданном служении, как одно из требований Бога, только такое отрешение есть истинное, есть йога. Но огульно называть йогой любое отрешение без приведенных оговорок, не следует. Так было сказано Арджуне, сказано вкратце, и многое было просто дано ему в виде моментального понимания, без слов.
Бог поясняет, также, Арджуне, что имеется в виду под отрешением то, что самое главное, что невозможно не иметь ввиду, говоря об истинном отрешении. Это – отказ от всех видов удовлетворения чувств. Это требование – корень отрешения, но это и не все.
Но без этой основы основ – отрешения от всего, что предлагает эпоха – нет отрешения истинного, но есть, также, путь, азы этого пути, азы качеств, которые и приведут в свое время так идущего человека и к преданному служению, и к истинному отрешению, где человек будет исходить только из Святых Писаний, Слова Бога и, непременно, из практики высшего духовного порядка, которая будет такой путь отрешения делать необратимым, истинным и угодным Богу.
3.Для мудреца, который только начал заниматься йогой, работа, говорится, есть средство (достижения успеха в духовном продвижении). Для того, кто достиг успех в йоге средство, сказано, есть погружение в себя (состояние самадхи).
КОММЕНТАРИЙ.
Действительно, человек, который только приступил к практике карма-йоги, может быть условно назван мудрецом, т.е. тем, чей ум уже обеспокоен смыслом жизни и который после душевных и духовных, как и материальных поисков и мытарств, готов заняться, и делает это почти с воодушевлением, практикой более серьезной, именно духовного порядка, ибо желает себе мир, ибо устал от материальной скверны… но еще толком не знает, во что это выльется, но пребывает в великой надежде, что это религиозный путь, путь серьезный и путь выводящий из материального тупика, каким он, мудрец, уже видит свое существование в материальном мире и пооббивав уже ноги о все другие иллюзорные энергии Бога и вдоволь насладившись их бестолковыми и ничего не дающими обещаниями в плане своего истинного предназначения и в плане ухода от многочисленных страданий и преодолений, которые, непременно, несет в себе Земное существование.
Для так начавшего путь, путь карма-йоги, работа, уже становится средством выхода из страданий, средством умиротворения хоть отчасти, средством нахождения смысла жизни. И чтобы это средство полностью использовать, такой мудрец, непременно, устремлен и к знаниям, к Слову Бога, дабы все делать точно, ибо ошибаться он устал, как и пожинать плоды невежества и греховной деятельности.
Несомненно, практикуя карма-йогу, такой человек постепенно перерождается из мудреца в преданного Бога и устремляется идти в этом направлении автоматически, ведомый Богом, подключая Милостью Бога и другие практики преданного служения, так входя в Бога, в путь добродетели и аскетизма и таким образом получая все большую Милость Бога в плане самоуглубления, в плане постижения Бога Кришны и в плане выхода на контакт с Богом в себе, где человек начинает видеть, чувствовать в себе присутствие Бога, получать уже изнутри от Бога рекомендации и Указания, знать в себе Мнение Бога. И не прекращая практику карма-йоги, такой человек со временем переходит в устойчивое погружение в себя, что становится со временем его качеством неотъемлемым, его единственным состоянием. Но утверждать, что это и есть непрерывное состояние самадхи не следует. Ибо Бог из этого состояния может выводить, погружать в материю, вовлекать в некоторые еще материальные игры и роли, вновь усиливать духовную практику и тому подобное, никак не давая такому йогу почивать на достигнутом, то тормоша его, поднимая и опуская, давая самое разное испытание, тем развивая и в итоге углубляя в вере, в совершенных знаниях, в пути очищения, в связи с Богом. Но, фактически, погружение в себя становится устойчивым и необратимым состоянием человека, ибо любое потрясение тотчас направляет на Бога, на мыслительный в Боге процесс, на духовный труд, на осознание своего пути и своей реализации в меру, на желание служить Богу и стараться перед Лицом Бога непрерывно.
4.Непременно, когда человек не привлекается удовлетворением чувств, а также, кармической деятельностью, отказываясь от всего, что предлагает ему его эпоха, тогда, говорится, он достиг высокой ступени в йоге.
КОММЕНТАРИЙ.
О высокой ступени йоги вообще лучше не говорить, ибо это Знает только Бог. Ибо и это не показатели. Но не привлечение к удовлетворению чувств и кармической деятельности говорит о том, что человек уже идет по пути преданного служения и старается, что он, непременно, изучает Святые Писания и следует им; об этом говорить можно, ибо это есть основание для посвящения Богу плодов своего труда, и именно эта практика дает человеку отрешенность от некоторых объектов материального мира и здесь в своей мере отрешенность от удовлетворения чувств. Но на сколько человек вовлечен в карма-йогу, на каком этапе отрешения – этот вопрос никогда человек точно ни о себе и ни о других знать не может, а потому, о ступени йоги можно было говорить только на уровне ступени Арджуны, ибо ему необходимы были посулы и средства измерения результатов своих духовных усилий, как и похвала, как движущее и направляющее средство в исполнении требуемой Богом духовной практики.
5.Человек должен умом поднять свою обусловленную душу, чтобы душа не деградировала. Ум, непременно, в этом не может быть сомнений, друг обусловленной души, и ум, несомненно, ее враг.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо знать, что умом человека полностью
| Реклама Праздники |