Произведение «БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 17. ГЛАВА 5. СТ. 1-17.» (страница 1 из 6)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 406 +1
Дата:

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 17. ГЛАВА 5. СТ. 1-17.

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 17. ГЛАВА 5. СТ. 1-17.


Глава 5. Карма-йога – деятельность в сознании Бога.

1.Арджуна сказал.
Отречение от деятельности и путь йоги (связующего процесса с Богом) Ты снова восхваляешь, о, Кришна. Прошу Тебя, скажи мне более определенно, какой путь их этих двух будет для меня лучше.

КОММЕНТАРИЙ.

К этому вопросу Бог побудил Арджуну ст. 41-42 гл. 4. Ибо ответ на эти поставленные вопросы позволяет Богу далее повести Арджуну в процессе сообщения ему и всем совершенных духовных знаний. Непременно, Бог даст исчерпывающий ответ на пользу Арджуне и, собственно, таким образом, будет постепенно, шаг за шагом уничтожать его сомнения и привносить те духовные знания, распоряжаясь которыми в Арджуне, Бог поможет ему понимать суть диалога и вовлекаться в него с большей внутренней активностью и заинтересованностью. Но прежде, чем обратиться к этим двум последним стихам предыдущей главы, следует просмотреть вкратце, что было донесено до Арджуны, т.е. чем он уже располагал к моменту вопроса к Богу и где мог ошибаться, ибо вопрос его поставлен в рамках его понимания, отнюдь не точного, не показывающего, что он усвоил слова Бога в необходимой мере.

Итак, речь о гл. 4. О чем здесь было поведано Арджуне. Ст.1-3, здесь Бог доносит до Арджуны, что он не первоприемник совершенных духовных знаний, что они извечны, непременно передаются по парампаре – цепи ученической преемственности. Это знать Арджуне для дальнейшего восприятий сокровенных духовных знаний из Рук Бога крайне необходимо. Это нацеливает его на серьезный диалог, на некоторое понимание своей здесь значимости и избранности, для контроля себя в разговоре с Богом, для осознания некоторой ответственности перед Лицом Бога, как и дает предчувствие своего будущего и помогает определиться Арджуне в его собственном положении перед Богом и  принятии задачи, которую на него возлагает Всевышний. Но все это как бы еще нечетко и с толикой сомнений должно восприниматься, как и с непременным желанием из всего извлечь  более конкретно свой путь, свои задачи, получить в этом определенность по возможности полную, что есть иллюзия, ибо никогда Бог, Управляя живыми существами, не дает им однозначность и полную определенность,  даже в вопросах преданного служения и здесь духовной практики.

Каждый, даже вручивший себя Богу, должен идти с полузакрытыми глазами, в состоянии некоторого невежества и сомнений, прокладывая себе пути через ошибки и, таким образом, не отвлекаясь от пути постоянного и скрупулезного развития ни в начале, ни в середине и ни в конце пути к Богу в условиях материального мира.

Далее в ст. 5 гл. 4 Бог побуждает Арджуну задать тот вопрос, который потребует ответы, разъясняющие в некотором роде приход Бога в материальный мир, ибо на данный период это и есть тот самый период, уникальный в своем роде и вызывающий разные толки и разные мнения как у верующих людей, так и у демонически направленных. Без понимания этого вопроса, также, вести диалог с Арджуной проблематично, как и передавать ему совершенные духовные знания.

Арджуна и все должны осознать, что Бог Нерожденный, что явление Бога в материальный мир чисто духовное, непременно, имеет религиозные причины. Об этом Бог говорит Арджуне в ст. 5-9 гл. 4. Это важнейшее сообщение Бога Арджуне и без него немыслимо продолжать диалог, ибо Арджуна должен быть к диалогу подготовлен внутренне, должен быть сосредоточенным и внимать Богу всеми своими чувствами и мыслительным процессом. Нигде здесь пока речь не идет ни о карма-йоге и ни о йоге, что стало предметом вопроса Арджуны в ст.1 гл. 5. Он просто Волею Бога энергетически внутри себя мобилизуется и усваивает значимость предстоящего разговора с Богом.

Следует обратить внимание на то, как Бог Кришна последовательно переключает тему диалога с одного направления на другой, постепенно шаг за шагом, по сути, и вручая совершенные духовные знания Арджуне и всем, кто следит за диалогом. Описав свой приход в материальный мир и причины, также, Указав Свои качества, ст. 6 гл. 4, Бог направляет мысль Арджуны на то, при каких условиях можно достичь Его, Верховную Божественную Личность, ст.9, 10,11 гл. 4.

Также, вполне последовательно, Бог обращает внимание Арджуны и на то, что достигает человек, поклоняющийся другим живым существам, ст.12 гл 4. Пока Арджуне все понятно, диалог идет на очень доступном уровне и не требует от него выбора или проявления несогласия. Просто то, что Говорит Бог, надо воспринимать, как данность, как те знания, которые не подлежат особому сомнению, где не требуется от Арджуны и как-то определиться и пуститься в мыслительный процесс о своем личном духовном пути. Однако, надо переводить беседу на тот уровень, который должен задеть Арджуну, к нему должен иметь отношение и таким перешейком является стих 13 гл. 4.

С одной стороны, этот стих восхваляет Бога, Божественные качества и есть продолжение предыдущих стихов и, с другой стороны, затрагивается вопрос о работе, и так происходит переход на достаточно важную тему касательно карма-йоги, всего, что к этому может иметь отношение; и заодно есть возможность опять напомнить Арджуне, как следует воспринимать работу и как ее выполнять. Здесь будут необходимы и некоторые новые понимания, из которых Арджуна должен понять, как ему поступить в вопросе о принятии участия в сражении.

Главным аргументом являются слова Бога в ст.14 гл 4. Это для Арджуны абсолютное руководство к действию. Но ему еще не хватает понимания и знаний это принять однозначно, ему нужны еще доводы и объяснения, а по сути, всем, кто начинает этот путь.

Работа не должна влиять на человека, не следует устремляться к плодом своего труда. Не следует устремляться к плодам работы. Бог приводит в пример Себя, Бог приводит в пример авторитетов прошлого, ст. 15 гл. 4, Бог объясняет, что такое работа, что такое бездействие, Бог объясняет и что такое запрещенная деятельность, ст.16, 17, 18 гл. 4. Бог вводит эти понимания, чтобы в уме Арджуны был не хаос, но более точное и упорядоченное мышление, чтобы в нем возникла грань между разрешенной и запрещенной деятельностью, чтобы через понимание бездействия он хорошо усвоил, что все в человеке делает Бог, и Бог не дает никому и никогда забвение, душа постоянно в напряжении, в выборе, в поиске, в преодолении, даже, когда спит или лежит; душа не может быть неактивной ни мгновения, но это видит и осознает о себе не каждый. Но тот, кто видит, ему легче посвятить свой труд Богу, как и плоды, ибо так и есть – все изначально принадлежит Богу, и Бог всем распоряжается. К этому Арджуну вновь подводит Бог, по сути, однозначно Указывая ему на необходимость сражаться и указывает как. Что здесь не понятного? Для нормального мыслящего человека здесь нет вопроса, и Арджуна его не задает.

Пока ничто не смутило его мыслительный процесс; он, непременно, должен уже подойти к нему, уяснив, что сражаться надо, это Воля Бога, и сражаться, имея в себе определенное внутреннее содержание, мыслительный процесс, все посвящающий Богу, как и результат, как и сам процесс сражения.

Далее, Бог последовательно объясняет Арджуне, как надо человеку воспринимать реальный, существующий, фактически, процесс работы на основе изложенного выше – как преданное служение Богу, ст. 18 гл. 4; также, надо считать, что так исполняемая работа сожжена огнем знания, того знания, которое посвящает работу Богу и не привязывает к плодам. Это - правильно; такое выполнение работы – удовлетворяет чувства Бога; другое – запрещено; другое – греховная деятельность. Такой человек, фактически работая, выполняет ее автоматически, ст.19, 20 гл. 4. Это – награда.

Что здесь для Арджуны непонятного? Это каким надо быть неразумным, чтобы это не понять. До этого этапа вопросов у него или нет или что-то копится, но пока на непроявленном уровне. Но Бог копнет глубже и поднимет в нем вопрос, непременно, ибо он должен, все же, что-то не понять, с чем-то не согласиться, где-то не увидеть,  как эти знания приложить к себе. Ибо диалог есть диалог, и Бог даст ему слово, но так, чтобы польза была для всех в плане передачи совершенных духовных знаний всему человечеству.

Таким образом, речь зашла о карма-йоге; налицо все ее параметры или требования. Но если так, то чем это направление преданного служения благоприятно так идущему и так участвующему в связующем процессе с Богом через труд? Как привлечь человека, также, Арджуну, исходя из его ценностей духовного порядка? Об этом Бог Говорит в ст. 21, 22, 23 гл.4.

Надо заметить, и Арджуна не глухой, понимает, что Бог не говорит о кармической деятельности, Бог, также, не говорит об устранении от работы, но о ее фактическом исполнении, но при определенном внутреннем понимании и мыслительном процессе – отказ от работы, посвящение ее Богу, и о том, что нельзя претендовать на плоды. Такая работа, так должен выглядеть исполняемый долг кшатрия и не иначе. Все достаточно однозначно.

Но ст. 23 гл. 4, также, есть некоторый перешеек, связывающий две темы. С одной стороны, здесь сказано, что дает человеку не привязанность к плодам своей деятельности, а с другой стороны, Бог переводит диалог на понятие касательно жертвоприношений, где работа, выполняемая так, как требует Бог, может относиться к разряду жертвоприношений Богу, и далее пойдет речь о жертвоприношении. И здесь все должно быть понятно, логично, последовательно воспринято Арджуной, ибо это совершенное знание и его следует только принимать. Арджуна должен понимать, что карма-йога есть жертвоприношение своего труда Богу, акт не новый, есть много видов жертвоприношений, но это жертвоприношение одухотворяет работу, делает ее разрешенной и угодной Богу.

Далее, Бог Говорит о некоторых видах жертвоприношений, ст.23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 гл. 4. Арджуне эти знания, как и всем, также, следует взять себе на заметку в пути преданного служения и понять, что в противном случае человек обречен на страдания, ст.31 гл.4.
Ст.33  гл. 4 снова есть перешеек от темы жертвоприношений к теме постижения совершенных духовных знаний, где изучение Святых Писаний приравнивается, также, к жертвоприношениям знаниями, где происходит слияние с Богом через огонь этого жертвоприношения. И далее, Бог дает еще одно направление Святых Писаний касательно роли и важности изучения Святых Писаний, как Слова Бога. Эта тема озвучена в ст.33, 34, 35, 36, 37, 38, 39,40 гл. 4.

До  последнего стиха (40 гл. 4) у Арджуны нет вопросов. Но вот 41 и 42 стих несколько его озадачили. Они побудили к вопросу, хотя, на самом деле, он получил уже емкий и много раз повторенный ответ, сражаться или нет, и если сражаться, то как…

Но в ст. 41: «Тот, кто практикой йоги отказался от плодов кармической деятельности, отрезав знанием все сомнения, кто погружен в себя, его работа не связывает, о, Дхананьджая», - Арджуна обращает внимание на две вещи. Это есть, во-первых, практика йоги, путь погружения в себя… - и как следствие, во-вторых, отказ от кармической деятельности, т.е. такое исполнение работы, при котором работа перестает человека связывать (карма-йога). Т.е. первичным здесь в понимании Арджуны является путь практики йоги и как следствие успешное исполнение карма-йоги. Т.е.

Реклама
Реклама