Заметка «"Отрочество" ( отрывок) Лев Николаевич Толстой!»
Тип: Заметка
Раздел: Философия
Автор:
Оценка: 4.5
Читатели: 379 +2
Дата:
«Изображение ещё один взгляд»
еще один взгляд
Предисловие:
Я преклоняюсь перед людьми ярчайшего ума! Но еще больше я преклоняюсь перед теми, кто прожил всю свою Жизнь, как Исповедь перед самим Богом…
Лев Николаевич - пример человека, который протоптал путь к Истине своими собственными ногами и своим собственным трудом мысли…

"Отрочество" ( отрывок) Лев Николаевич Толстой!

    Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества,- так они были несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению, несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.
В продолжении года, во время которого я вел уединенную, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представлялись мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему. 
Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своём развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их ещё прежде, чем знал о существовании философских теорий. 
Мысли эти представлялись моему уму с такой ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины. 
Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, не смотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и веревкой стегал себя по голой спине так больно, что слезы невольно выступали на глазах. 
Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем,- и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки и занимался только тем, что, лежа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едой пряников с кроновским медом, которые я покупал на последние деньги. 
То раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всем в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь - и я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в вечность; вот вечность - и я провел с одной стороны овальной фигуры черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны, мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том, воспоминание. 
Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным и которого связь я с трудом могу уловить теперь, - понравилось мне чрезвычайно, и я, взяв лист бумаги, вздумал письменно изложить его, но при этом в голову мою набиралась вдруг такая бездна мыслей, что я принужден был вставать и пройтись по комнате…
Я рассказал этот почему-то мне памятный случай только затем, чтобы дать понять читателю о том, в каком роде были мои умствования. 
Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом, который одно время довел меня до состояния, близкого к сумасшествию. Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тот час исчезают. Одним словом, я сошелся с Шеллингом в убеждении, что существуют не предметы, а мое отношение к ним. Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту там, где меня не было. 
Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности - ум человека!
Слабый ум мой не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде терял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я никогда не должен был затрагивать. 
Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабивший во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка.
Отвлеченные мысли образуются вследствие способности человека уловить сознанием в известный момент состояние души и перенести его в воспоминание! ( В этом моменте чтения я снимаю шляпу и низко кланяюсь) Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, я думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю?- Я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…
Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных; но, странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в собственном мнении, тем менее был способен с другими не только высказывать сознание собственного достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое свое самое простое слово и движение. 
Послесловие:
Не место красит человека, а человек способен будет уважительно относиться к любому человеку, в любом месте. 
Реклама
Обсуждение
     15:15 21.01.2023 (1)
Почитайте труды Толстого о церкви, за которые он был отлучён. Редчайшее удовольствие получите. Он нашёл истину и показал её другим. Но, те не оценили, ибо им нужна была не истина, но ложь. 
     11:50 22.01.2023 (1)
1
Сам Лев Николаевич предостерег от скептицизма. Мне достаточно того, что я уже знаю, вижу и понимаю в рассуждениях Льва Николаевича. Я умею остановиться вовремя. Но искренне благодарю вас за участие. Я знала, что Лев Николаевич был отлучен от церкви, как и Иисус в свое время был ими распят. Но никто, ни Лев Николаевич, ни Иисус не отказались от Бога, не перестали Любить человека, и не отняли у людей веры в милосердие и Добро. Лев Николаевич был отлучен не от того, что отрицал Бога, а от того, что признавая Бога в самом себе, не мог не удивляться тому, как же другие не видят того, что он видит? И он достаточно понятно это излагал в своих собственных воспоминаниях. Как он писал, что когда он поступал дурно и не порядочно общество его принимало и аплодировало ему, и его ничтожности. Потому что он от них не отличался. И при всем этом общество ходили в Храмы, молились, но по факту вели развратную жизнь. И церковь никого из таких не отлучала от себя. Но как только Лев Николаевич остановился, и начал плыть обратно к тому берегу, от которого отплыл когда-то, это общество его отвергло. В том числе и та церковь, в которой молились люди неверующие, как оказалось. Развратника и корыстного человека в нем признавали. А очищенного отказались признавать. 

«Как ошибочно просить Бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения! Человеку не нужно ничьей помощи, не нужно и выходить из того положения, в котором он находится, а нужно одно: самому делать усилия сознания для того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов и суеверий. Только в той мере, в которой освободится человек от грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.»
«В этом и спасенье и казнь человека, что, когда он живёт неправильно, он может себя затуманивать, чтобы не видать бедственности своего положения.»

Лев Николаевич Толстой

Понятнее этих двух высказываний нет ничего больше. Разве человек, который спас сам себя сможет отказаться от того, что он действительно начал лучше жить, сознательнее, правильнее? Что он перестал делать зло, что он перестал обманывать других, что он больше не хочет и не желает возвращаться на дно. Разве мог Лев Николаевич отречься от собственного сознания в присутствии того, кто его спас? Поразмышляйте над этим, если вы себе не враг. 
     14:27 22.01.2023 (1)
Я читал Толстого. Полагаю его человеком самодостаточным, ибо тот есть философ. Не думаю, что он был хотя бы в малейшнй степени верующим. Его рассуждения о грехе вполне естественны, ибо грех - любое деяние идущее во вред самому человеку. Человек не перед Богом грешит, но перед собой самим. А говоря "Грешен, Господи!", он лишь констатирует собственную слабость. 
     18:30 22.01.2023 (1)
1
Лев Николаевич раскаялся. Чувствуете разницу между тем, что «Грешен, Господи»! и тем, где уже « Прости, спаси и сохрани!»? 


«Я читал Толстого. Полагаю его человеком самодостаточным, ибо тот есть философ. Не думаю, что он был хотя бы в малейшнй степени верующим. Его рассуждения о грехе вполне естественны, ибо грех - любое деяние идущее во вред самому человеку. Человек не перед Богом грешит, но перед собой самим.»

Если не перед Богом грешим, тогда зачем Его упоминать в словах» Грешен, Господи»? Как же вы читали Льва Николаевича, что мимо его личного мнения прошли и не заметили? Может быть не дочитали? В это поверю. Лев Николаевич не просто обсуждал состояние греха, он посветил фонариком на тот путь, где есть спасение. Я скажу от себя лично так: у любого человека будет возможность остановиться, чтобы осознать свои собственные возможности. Каждый, кто один раз пренебрег спасением, получит его снова и снова, и пока жив будет - шанс будет. Есть точка предела, когда больше не захочется. В этом и есть спасение. Так случилось и со Львом Николаевичем. Уверена! Призвал Бога и спас себя. Если не звать и не стучаться к Богу в двери, не услышит. Бога не надо бояться, Его любить нужно, как Отца рода человеческого. 
     06:58 27.01.2023 (1)
Для этого нужно сперва поверить. Но, чтобы поверить, надо полностью поменять мировоззрение. Но, пока человек в здравом уме, это невозможно. Деменция приходит и к серости и к гениям, увы ) 
     14:58 27.01.2023 (1)
1
В том то и дело, что здравый ум может сохраниться только рядом с Богом! Уже столетиями доказано! А там где нет Бога - не может быть и ума. Поэтому человек, который читает признание другого человека, такого как Лев Николаевич, о том, как он поверил, почему он поверил в Бога, и как спасся сам все равно продолжает сомневаться даже в этом случае. То есть спорит с тем, кто его никак не пытается переубедить по факту, а лишь делится собственным опытом. Кто из вас умнее, как вы думаете? Лев Николаевич или вы? 
     15:18 27.01.2023 (2)
Ни для, кого не секрет, что в конце жизненного пути с душевным здоровьем Толстого было не всё столь великолепно. Если сравнивать меня с Толстым в одном возрасте, то перевес будет не в мою пользу. Если доживу до деменции, тогда можно будет сравнить снова )
Люди верующие - не умнее и не глупее. Они просто одержимы навязчивой идеей, которой нет у остальных ) 
Гость      20:45 27.01.2023 (1)
2
Бѣснующійся, пьяный, сгнившій отъ сифилиса звѣрь 1/4 столѣтія губитъ людей, казнитъ, жжетъ, закапываетъ живыхъ въ землю, заточаетъ жену, распутничаетъ, мужеложствуетъ, пьянствуетъ, самъ забавляясь рубитъ головы, кощунствуетъ, ѣздитъ съ подобіемъ креста изъ чубуковъ въ видѣ дѣтородныхъ членовъ и подобіями Евангелій — ящикомъ съ водкой славить Христа, т. е. ругаться надъ вѣрою, коронуетъ блядь свою и своего любовника, раззоряетъ Россію и казнитъ сына и умираетъ отъ сифилиса, и не только не поминаютъ его злодѣйствъ, но до сихъ поръ не перестаютъ восхваленія доблестей этаго чудовища, и нѣтъ конца всякаго рода памятниковъ ему. Послѣ него начинается рядъ ужасовъ и безобразій подобныхъ его царствованію, одна блудница за другой безчинствуютъ на престолѣ мучаетъ и губитъ народъ и заставляетъ однихъ мучать другихъ и воцаряется безъ всякихъ правъ на престолъ, мужеубійца, ужасающая своимъ развратомъ блудница, дающая полный просторъ звѣрства своимъ перемѣняющимся любовникамъ, и всѣ ужасы — казни, убійство мужа, мученія и убійство законнаго наслѣдника, закрѣпощеніе половины Россіи, войны, развращеніе и раззореніе народа, все забывается и до сихъ поръ восхваляется какое то величіе мудрость, чуть не нравственная высота этой мерзкой бляди. Мало того, что восхваляютъ ее, возхваляютъ ея звѣрей любовниковъ. То же съ отцеубійцей Александромъ. То же съ Палкинымъ. Все забыто. И выдуманы несуществующія доблести и заслуги для отечества.\...\Если мы не будемъ говорить: зачѣмъ поминать? и не будемъ заслонять дѣлъ людскихъ прошедшаго воображаемыми пользами для различныхъ фикцій, мы поймемъ то, что дѣлалось прежде, поймемъ и то, что дѣлается теперь. Лев Николаевич Толстой ПСС т.26 стр. 558 — 569

Авторитарная власть наследует древнюю порчу и гниёт от неё, заражая всё общество.
     08:46 26.04.2023
Вы за себя отвечайте. 
     18:25 27.01.2023 (1)
1
Ценю вашу искренность. Но все же хочу заметить, что при всём своем сумасшествии, допустим, что вы в чём-то имеете право найти во Льве Николаевиче сумасшествие, он не научил своих читателей ненависти, лжи, зависти, обману, мести и убийству. Пусть его весь мир признает сумасшедшим, но за ним идет его правда и его собственное слово. Он учил любить и понимать каждого, и не пересиавать верить и искать в людях что-то хорошее. Разве смог бы сумасшедший человек так ответить тем, кто отлучил его от церкви?

"То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему»

Когда в Храм без денег не пускают, вот это безверие. Иисуса тоже отлучили от церкви, когда лавки с товаром переверачивал, и ругал за это фарисеев. Храмы в базар превратили. 

     18:54 27.01.2023 (1)
Я не называл Толстого сумасшедшим, но лишь указал на широко известный факт помутнения гениального разума в конце его жизненного пути. 
     02:44 28.01.2023
1
Какая разница? "Помутнение гениального разума" звучит немного приятнее, конечно, заметно. Но разницы особой между одним и другим нет. Лев Николаевич сам предостерегал от скептицизма. Он мог слишком глубоко зайти в мысль, что иногда уводило его  от собственного сознания. Но его труд - кладезь. Он был удивительным человеком!


"Всякий раз, когда я пытался выказывать то, что составляло самые задушевные мои желания: то, что я хочу быть нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть - всё это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны.
Лев Николаевич

Я понял, что я заблудился и как я заблудился. Я заблудился не столько оттого, что неправильно мыслил, сколько оттого, что я жил дурно. Я понял, что истину закрыло от меня не столько заблуждение моей мысли, сколько самая жизнь моя в тех исключительных условиях эпикурейства, удовлетворения похотям, в которых я провел ее. Я понял, что мой вопрос о том, что есть моя жизнь, и ответ: зло, – был совершенно правилен. Неправильно было только то, что ответ, относящийся только ко мне, я отнес к жизни вообще: я спросил себя, что такое моя жизнь, и получил ответ: зло и бессмыслица. И точно, моя жизнь – жизнь потворства похоти была бессмысленна и зла, и потому ответ: «жизнь зла и бессмысленна» – относился только к моей жизни, а не к жизни людской вообще.
Реклама